Не научились торговать
За полгода с момента вступления во Всемирную торговую организацию Россия так и не подправила целый ряд законодательных актов, как того требуют нормы организации. Только в сфере ветеринарного контроля российские нормы идут вразрез как минимум с 11 пунктами марракешских правил. Впрочем, возмущается не только иностранный бизнес, но и представители российских госкомпаний. Так, по мнению главы Сбербанка Германа Грефа, отечественные чиновники вообще не читали правил ВТО.
Вступив в ВТО, Россия гарантировала, что все законодательство в области техрегулирования, стандартов и процедуры оценки соответствия будет удовлетворять нормам соглашения ВТО. Несмотря на то что действующее российское законодательство уже отчасти удовлетворяет требованиям ВТО, на практике оно не работает. Так, принятое еще в 2009 году постановление правительства («Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований (...) с международными стандартами») гласит, что если по итогам экспертизы ограничительный акт не имеет научного обоснования, то он должен быть приведен в соответствие с международными стандартами. Однако «не известно ни одного случая проведения экспертизы для вновь вводимых санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер», свидетельствуют результаты исследования иностранных инвесторов.
Только в сфере ветеринарного контроля российские требования идут вразрез как минимум с 11 пунктами протокола о присоединении к Марракешскому соглашению, отмечается в исследовании. Несоответствия есть и в области таможенного администрирования.
«Мы уже почти шесть месяцев в ВТО и хотим понять, когда мы начнем работать по правилам», — говорит директор по корпоративным отношениям, член совета директоров Unilever Ирина Бахтина. С мнением бизнеса солидарен и глава Сбербанка, экс-министр экономического развития и торговли Герман Греф. Вчера, выступая на Гайдаровском экономическом форуме, организованном Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, он заявил, что министры «не потратили ни одного часа» на изучение норм ВТО («это 47 тыс. страниц документа и базовое соглашение на 600 страниц»), и сравнил российских чиновников с хоккейной командой, которой не объяснили правила игры.
Программа действий по адаптации к нормам ВТО остается непонятной, соглашается Сергей Приходько, исполнительный директор Института им. Е.Т. Гайдара. «Программу можно озаглавить «Как нам бороться с ВТО», как нам проще обмануть, а не какую пользу извлечь. По сути, уже почти полгода ничего не происходит», — добавляет эксперт. Впрочем, несмотря на «бездействие» российских чиновников, остальные члены ВТО ведут себя вполне активно и уже заявили о ряде претензий к новому партнеру. «Есть проблемы из-за введения утилизационного сбора на территории РФ. США имеют претензии в области интеллектуального права, фитосанитарных мер, ввоза мяса», — напоминает профессор Института международной экономики им. Петерсона Андерс Аслунд. Отчасти сгустившиеся над российским правительством краски сгущает гендиректор ВТО Паскаль Лами. Выступая на Гайдаровском форуме, он заявил, что Россия все-таки способна урегулировать претензии по тому же утилизационному сбору в мирном порядке — «так, чтобы это не доходило до суда». Правда, если по-дружески утрясти вопрос не удастся, то его придется решать в ходе официального разбирательства. Как ранее заявлял РБК daily директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, пока официальных жалоб в ВТО на дискриминационные действия России не поступало. «Претензии не выходят за рамки двусторонних консультаций, большая часть из них может быть урегулирована в рамках переговоров», — говорил г-н Медведков.
В исследовании принимали участие такие компании, как Unilever, Kraft Foods, Mars, Procter and Gamble, Tetra Pak и др.