Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Как саудиты будут использовать Исламскую коалицию

Как саудиты будут использовать Исламскую коалицию

Создание Исламской военной коалиции под эгидой Саудовской Аравии ставит под сомнение цели и задачи российской военной операции в Сирии. Эр-Рияд стремится изолировать Иран, что может помешать России.

Еще одна коалиция

14 декабря 2015 года сын правящего монарха и министр обороны Саудовской Аравии принц Мухаммед бен Сальман объявил о создании антитеррористической Исламской военной коалиции. Саудовская Аравия возглавила формирование, включившее в свой состав 34 государства, действия которых будут координироваться «совместным оперативным центром» со штаб-квартирой в Эр-Рияде.

Российская реакция на саудовскую инициативу оказалось сдержанной. Как заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, «объединение усилий в борьбе с экстремизмом — это позитивное явление», но, «перед тем как давать оценку, нужно понимать детали».

Разберемся с «деталями». Круг стран, вошедших в новую коалицию, внушителен, он охватывает значительное пространство исламского мира, объединенного Организацией исламского развития (ОИС). В ее рядах не только традиционные союзники Эр-Рияда — страны зоны Персидского залива, объединенные в Совет сотрудничества арабских государств Залива — ССАГЗ (кроме Омана), но и африканские члены ОИС — от Марокко, Мавритании, Египта и Судана до Габона, Кот д’Ивуара, Джибути, Сомали, Мали, Коморских островов и Нигерии. В составе коалиции Иордания, Ливан и Йемен, а также неарабские члены ОИС — Пакистан, Турция и Малайзия. Еще десять государств, включая Азербайджан, заявили о возможности своего вступления в новое объединение, следует из текста, опубликованного после коммюнике.

По словам принца Мухаммеда бен Сальмана, задача «исламской военной коалиции» — противостояние основным источникам террористической угрозы: ИГИЛ (организация запрещена в России) в Ираке и Сирии, а также «структурам, действующим на территории Ливии и Йемена». При этом саудовский министр обороны счел необходимым заметить, что «коалиция не является военным объединением», а «объединяет усилия, направленные на достижение координации действий государств, борющихся с терроризмом».

Комментируя заявления принца в номере «Аш-Шарк Аль-Аусат» от 16 декабря 2015 года, Абдель Рахман Ар-Рашид, ведущий обозреватель этого издания, близкий к верхушке саудовского истеблишмента, отметил: «Если будет решение международных организаций, например ООН, либо региональных, как Лига арабских государств, об обращении за помощью к коалиции в деле противостояния терроризму, то им будет оказано содействие в странах, где нет законной власти, таких как Ливия и Сирия, либо там, где эта власть слаба — в Йемене или Мали».

Саудовская Аравия и «крестовый поход»

Саудовская инициатива направлена на то, чтобы активизировать действия арабских и мусульманских стран на поприще противостояния терроризму. Еще в феврале 2005 года Саудовская Аравия, выступила инициатором создания в Эр-Рияде Международного антитеррористического центра. Ее нынешняя инициатива — продолжение предыдущего начинания в принципиально новых условиях. Борьба с террористической угрозой — задача стран арабского и мусульманского сообщества, где, прежде всего, действуют апеллирующие к исламской догме многочисленные террористические организации. Придание борьбе с этой угрозой ярко выраженного исламского оттенка способно похоронить утверждения тех, где говорит о том, что антитеррористическая борьба — замаскированный «крестовый поход» ислама против мира. Теперь Саудовская Аравия придает законность своему антитеррористическому союзу с Западом.

Удар по России

Создавая «исламскую военную коалицию», Саудовская Аравия решает собственные задачи. Это прежде всего политический проект. Он ни в коей мере не призван заменить уже существующую проамериканскую коалицию, в состав которой входит и сама Саудовская Аравия, и ее ближайшие союзники по ССАГЗ. Вовлекая огромное геополитическое пространство в борьбу с терроризмом и одновременно отказывая в этом Ирану, Эр-Рияд преследует принципиально важную внешнеполитическую цель — изоляция Ирана в мусульманском мире. Неслучайно, говоря о необходимости формирования «исламской коалиции», принц Мухаммед бен Сальман подчеркнул, что ее появление — итог «успешных действий» просаудовской «арабской коалиции в Йемене». Как считают в Эр-Рияде, йеменские хуситы поддерживаются «тегеранским режимом».

Хотя глава саудовского военного ведомства и утверждал, что «начало операций в Сирии и Ираке невозможно без согласования с законной властью», к Сирии это не относится. Режим Башара Асада, квалифицируемый им как «магнит, притягивающий боевиков-террористов», уже давно нелегитимен. Саудовская Аравия открыто поддерживает сирийскую «умеренную оппозицию», признанную ею «единственным законным представителем сирийского народа».

Саудовская Аравия включила орудие иранского политического влияния в Сирии — ливанскую «Хезболлу» — в собственный черный список террористических структур и провозгласила иранские спецслужбы «организацией экстремистов».

Таким образом Эр-Рияд проводит курс, который ставит под сомнение цели и задачи российской военной операции в Сирии и оспаривает российскую инициативу создания «широкой международной антитеррористической коалиции», включающей официальный сирийский режим и Иран. Для Саудовской Аравии российская инициатива неприемлема. Упоминание принцем Мухаммедом бен Сальманом в том же контексте «международного сообщества» означает, что его страна продолжит координировать свои действия с американскими и европейскими (но не российскими) военными в Сирии. Изоляция Ирана в мусульманском мире — удар по России, стране-наблюдателю в ОИС и региональному союзнику Ирана.

Центральноазиатские государства и Азербайджан, которые продолжают развивать отношения с Саудовской Аравией и государствами ССАГЗ, не только не выступили безусловными сторонниками российской военной операции в Сирии, но и не поддержали Россию в ее нынешнем противостоянии с Турцией. Расхождения с Россией могут и должны привести эти «мусульманские» страны, являющиеся членами ОИС, к контактам с созданной Эр-Риядом антитеррористической коалиции. Эти контакты не только активизируют роль Саудовской Аравии в пределах постсоветского пространства, но и станут для этих стран дополнительным инструментом давления на Москву.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Роналдо продал свой первый клуб за $117 млн Спорт, 11:14
США сбили беспилотник хуситов в Красном море Политика, 11:04
Глава HSBC решил уйти после «пяти напряженных лет» Финансы, 11:02
Как Гейтс и Далио: зачем успешные лидеры медитируют — Fast Company Pro, 11:02
Финалист Кубка Стэнли покинул клуб КХЛ Спорт, 10:47
В подмосковном Раменском загорелся склад с пластиковыми трубами Общество, 10:47
В Белгороде и окрестностях ракетная опасность продлилась восемь минут Политика, 10:33
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Лейкерс» с Леброном Джеймсом вылетели из плей-офф НБА в первом раунде Спорт, 10:28
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением Pro, 10:21
В Курганской области сократили запрет на торговлю алкоголем на майских Общество, 10:18
В Харькове прозвучали взрывы Политика, 10:13
Гол россиянина с нулевого угла помог «Далласу» победить в плей-офф НХЛ Спорт, 10:13
Мангальная зона на даче: из чего строить и как оформить Недвижимость, 10:10
Продлит ли «Реал» серию побед против «Баварии». Главное о полуфиналах ЛЧ Спорт, 10:00