Обязательная программа
Узкоотраслевой характер госпрограмм мешает эффективному взаимодействию госорганов по их реализации, а прописанные в них цели и задачи не всегда согласованы с федеральным бюджетом и стратегическими документами правительства в этих отраслях, считает глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова. Согласовать программы и бюджет правительство должно к 1 февраля.
«Цели, показатели и задачи, заявленные в госпрограммах (их положили в основу бюджета на 2014 год. — РБК daily), не соответствуют тем стратегическим документам, которые приняты правительством (Концепция долгосрочного развития до 2020 года, «Основные направления деятельности правительства до 2018 года», стратегии развития отраслей), и самому проекту бюджета», — сообщила вчера на брифинге в СП Татьяна Голикова. На пересмотр «забракованных» программ у правительства есть чуть больше месяца — до 1 февраля 2014 года министерства должны привести «все документы к единому знаменателю». После чего СП до 1 сентября 2014-го проверит их на «соответствие стратегическим целям и приоритетам развития страны».
«Это крайне сложная задача. Почти все 40 программ носят узкоотраслевой характер и не нацелены на взаимодействие отраслей. В такой ситуации предопределить приоритеты достаточно сложно, — отметила г-жа Голикова и привела пример: — Нецелевое использование средств программы комплектования по внутренним войскам составило 2,3 млрд руб. — [на них] построили другие объекты, также нужные для функционирования внутренних войск. Не сработало межведомственное взаимодействие. Куратор — Минэкономразвития — согласовал изменения, а Минобороны как заказчик своевременно поправки в программу не внесло. Разгильдяйство это называется!»
Еще одна проблема, с которой столкнулась Татьяна Голикова на новой должности (она вступила в нее 20 сентября 2013 года, в 2002—2004 годах была первым замминистра финансов, затем шесть лет возглавляла Минздрав), — это пробелы в законодательстве, которые «ведут либо к неоднозначности толкования, либо к занижению доходов». «Три месяца работы показали, что значительный объем нарушений и недополучения доходов проистекает из неурегулированности действующего законодательства и просто прямых пробелов в законодательстве, связанном с использованием ресурсов и получением доходов, — сообщила председатель СП. — Очень серьезной работы требует закон «О недрах», просто устаревший». Аналогичная ситуация, по ее словам, складывается в рыбохозяйственном комплексе.
В январе 2013-го предшественник г-жи Голиковой Сергей Степашин анонсировал проверку деятельности «Росагролизинга» при экс-министре сельского хозяйства Елене Скрынник (она проходит свидетелем по уголовному делу о хищении 39 млрд руб.). Коллегия СП должна была рассмотреть материалы проверки еще осенью, но из-за реорганизации ведомства это отложили на январь. «Проверку вели четыре аудитора, все из старого состава. Акты по ее итогам достались новым аудиторам. Они должны детально разобраться. Пока нет официальной позиции стороны, которую мы проверяем. Без официального отказа мы не можем вынести этот вопрос на коллегию», — пояснила Татьяна Голикова.