
Звучат даже почти апокалипсические заявления о том, что рынок недвижимости ожидает обвал, банки начнут заламывать проценты, и мало кто из застройщиков захочет пользоваться деньгами под жестким прессингом кредитных организаций. Однако депутаты настроены оптимистично и решительно, считая своей главной задачей защиту интересов частных вкладчиков. Чтобы не допустить впредь "строительных пирамид" и чтобы не появлялись новые "горькие дольщики", которые сейчас митингуют и голодают, оставшись без денег и без жилья.
Российская специфика - долевое участие частных лиц в строительстве жилья останется нетронутым. Рынок нуждается в частных деньгах, это позволяет оттягивать избыточную денежную массу с потребительского рынка, снижать инфляцию, решая попутно острейшую жилищную проблему. Законодатели хотят реализовать схему, когда частный вкладчик - физическое лицо - приносит депозит в банк, и тот уже договаривается со строительной фирмой и кредитует стройку.
"Тогда банк, а не физлица, будет следить, чтобы его деньги использовались так, как надо, - говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. - И банк следующий рубль не даст, пока не проверит, что предыдущий был использован правильным образом. И тогда банк отдаст квартиры гражданам, а если что-то сорвется в отношении между банком и строителем, то банк будет должен человеку, и под присмотром Центробанка он деньги вернет".
Правда, эта схема требует того, чтобы и строители, и банкиры с ней согласились, чтобы они были заинтересованными участниками. Заставить их действовать, как кукол, дергая за веревочки, абсолютно невозможно, считают депутаты. Диалог между парламентом, строителями и банкирами пока идет с переменным успехом. В целом есть понимание того, что существующий около полутора лет закон о долевом строительстве для рынка нужный, но он вышел в недоработанной редакции, с чем связаны принятые поправки в лице ФЗ №111 и ожидаемые новые поправки. В принципе, представители банковского сообщества говорят, что и в нынешней редакции закона они могут комфортно работать. Так, нет солидарной ответственности, можно напрямую кредитовать застройщиков, появились варианты кредитования, в том числе инвестиционные контракты, которые не предусматривались ФЗ №214. Хотя и тут есть недоработки, скажем, непонятно, почему этот инвестконтракт должен заключаться только между двумя юридическими лицами и не может передаваться в пользу физических лиц.
Но закон должен защищать интересы дольщиков, хотя ни в оригинальной редакции, ни в поправках в полной мере этого не достигается. Так, согласно закону, можно продавать дольщикам квартиры только после того, как оформлены земельные отношения, получена вся проектно-сметная документация, оформлены разрешения на строительство и опубликована проектная декларация. Можно поставить забор, продать "квартиры" и ничего не строить, это никаким образом законом не регулируется. Поправки же предлагают введение некоего посредника, который будет отвечать за то, чтобы следить за целевым использованием средств, которые вносят дольщики именно в строительство. Впрочем, в рамках "старого" закона эта схема тоже предусматривалась, банки в любом случае обязаны контролировать использование кредитов. Но сейчас они наделяются полноценными правами с точки зрения контроля над средствами, сказал в эфире телеканала РБК в программе "Капитал" вице-президент "Внешторгбанка" Павел Косов.