С чистого билборда
Московская область может стать первым регионом, который в кризис пошел навстречу операторам наружной рекламы: компаниям могут разрешить платить по выигранным контрактам с задержкой.
ФАС не против
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила свое заключение на обращение правительства Московской области по поводу возможных изменений госконтрактов на установку и эксплуатацию наружной рекламы, сообщила РБК замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. Подмосковные чиновники обратились в службу за разъяснением, могут ли победители прошедших в области рекламных торгов часть предусмотренных в этом году платежей по выигранным контрактам перенести на более поздний срок.
Такая отсрочка, по мнению ФАС, в принципе допустима, однако изменение госконтрактов может быть оспорено в суде.
Никакого решения по изменению контрактов еще не принято, этот вопрос только прорабатывается, говорит первый заместитель руководителя Главного управления по информационной политике Московской области Александр Менчук (курирует всю областную наружную рекламу). По его словам, после разъяснения ФАС все правовые аспекты возможных изменений госконтрактов будут еще раз проанализированы.
Отсрочка по аренде
По закону «О рекламе» с июля 2008 года все разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальной или федеральной собственности могут распределяться исключительно по результатам торгов — аукционов или конкурсов. Выданные ранее разрешения и заключенные в соответствии с ними договоры признавались действующими, но не более чем пять лет. Таким образом, к июлю 2013 года у подавляющего большинства рекламоносителей по всей стране истекли сроки разрешений, и начались массовые торги.
Самые крупные из них прошли в Москве: в 2013–2014 годах столичные власти разыграли на ближайшие десять лет на аукционах более 8,8 тыс. мест под наружную рекламу. Семь победителей пообещали за десять лет заплатить Москве 97,4 млрд руб.
Торги сразу на весь субъект РФ по закону могут проводить только власти Москвы и Петербурга, во всех остальных регионах аукционы и конкурсы проходят на уровне муниципалитетов.
В Московской области в прошлом году прошло около 150 таких аукционов более чем на 6,2 тыс. мест под наружную рекламу. Их победителями стали более 300 компаний, от которых муниципалитеты должны получить около 8 млрд руб.
При этом на торгах в Подмосковье разыгрывались не сами места под наружную рекламу, а лишь право заключить с муниципалитетом договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Участники аукционов на торгах определяли рыночную стоимость этого права, и победители должны были в течение десяти дней после заключения договора заплатить эту сумму. А уже потом ежегодно перечислять муниципалитету арендную плату за эксплуатацию рекламных конструкций.
Например, в Одинцовском районе Московской области весной 2014 года на аукционе были разыграны 480 мест под наружную рекламу, в том числе на престижных Рублево-Успенском и Новорижском шоссе. Стартовая стоимость всех лотов была определена почти в 185 млн руб. — она была равна размеру ежегодной платы за все выставленные на торги конструкции. По итогам аукциона Одинцовский район заработал более 945 млн руб. Эту сумму 14 победителей сразу перечислили муниципалитету, а теперь каждый год (на торги выставлялись места на пять—восемь лет в зависимости от формата конструкции) они еще должны выплачивать 185 млн руб. Этот платеж или его часть подмосковные чиновники и предлагают перенести на более поздний срок.
Несущественное изменение
Идти на уступки операторам наружной рекламы подмосковных чиновников заставил кризис — в этом году спрос на нее резко снизился. В 2013 году доходы владельцев рекламных конструкций выросли, по оценке исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», на 8%, до 40,7 млрд руб., в 2014-м они остались на том же уровне, а в первом полугодии 2015-го упали уже на 27%, до 15,3–15,5 млрд руб.
В предыдущий кризис, в 2009 году, когда расходы на наружную рекламу упали по всей стране сразу на 40%, чиновники также шли навстречу операторам наружной рекламы. Например, в Москве в том году была на 30% снижена базовая ставка аренды, а компании взамен пообещали городу не сокращать рабочие места.
Но тогда не было обязательного распределения мест под наружную рекламу на торгах. Сейчас же, если в заключенные по итогам аукционов госконтракты будут внесены дополнительные соглашения, есть риск, что это будет оспорено в суде другими, менее удачливыми участниками торгов. Внесение изменений в госконтракт может быть признано допустимым, если это не улучшает положение поставщика существенным образом, напоминает советник юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Серегин.
Признать отсрочку арендных платежей нарушением существенных условий договора будет достаточно сложно, полагает партнер адвокатского бюро А2 Наталья Рясина. В данном случае существенным условием договора является сам размер платы, а не срок ее внесения, считает адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Смирнова.
По ее мнению, перспективы успешного оспаривания в суде изменения договоров невелики. В соответствии с последней редакцией статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделки, противоречащие закону, являются оспоренными, а не ничтожными. И в таком деле истцу нужно будет доказывать, во-первых, что такое соглашение нарушает требования закона, во-вторых (если признавать сделку не ничтожной, а оспоримой), что сделка каким-то образом нарушает права и законные интересы истца. Любое нарушение госконтракта может признаваться существенным только в случае доказанности возникновения убытков, причем учитывается не только сам факт наличия убытков, но и их размер, добавляет Рясина.
Работа в минус
За разъяснениями по поводу пересмотра контрактов на установку наружной рекламы в ФАС пока обращались только подмосковные чиновники, уточнила Никитина. Но в непростой финансовой ситуации сейчас оказались операторы наружной рекламы по всей стране, отмечает гендиректор «ЭСПАР-Аналитика» Андрей Березкин.
Наиболее показательный пример — Москва. Доходы владельцев рекламных конструкций в столице в этом году, по прогнозу «ЭСПАР-Аналитика», составят 10–11 млрд руб., а в ноябре—декабре победители московских аукционов должны будут перечислить в столичный бюджет очередные 8 млрд руб. С учетом себестоимости работ и обслуживания привлеченных для участия в торгах кредитов бизнес в Москве нерентабелен, делает вывод Березкин.
Но в отличие от Подмосковья в столице принципиально другая система расчетов: тут теперь нет аренды, в рамках десятилетних контрактов победители аукционов сразу заплатили за первый и в качестве финансового обеспечения за десятый год работы, а остальную сумму ежегодно выплачивают равными долями.
В этом году никто из победителей аукционов еще не обращался в столичный департамент СМИ и рекламы с просьбой отсрочить в кризис очередной платеж, заверил РБК пресс-секретарь ведомства Константин Горохов.