Мексика ускорит экономику поездами
Мексиканский президент Энрике Пенья Ньето пообещал привлечь 316 млрд долл. инвестиций для развития инфраструктуры страны в ближайшие шесть лет. Эти вложения могут обеспечить прибавку к росту ВВП в 4—5%. Президент, который еще на посту губернатора штата Мехико всячески поддерживал инфраструктурные проекты, уверен, что скоростные поезда и новые морские порты увеличат конкурентоспособность экспортного сектора.
«Мы не можем больше откладывать реформы. Развитие инфраструктуры должно происходить во всей стране. Благодаря этому, а также инвестициям и структурным преобразованиям Мексика сможет полностью реализовать свой потенциал», — заявил Пенья Ньето, который вступил в должность в декабре прошлого года. Президент рассчитывает, что вложения в инфраструктуру вытащат Мексику из ловушки слабого роста ВВП (с начала 2000-х годов средний показатель не превышает 2%) и разгонят экономику до 6% в год. Объявленная сумма инвестиций эквивалентна 25% ВВП и еще может увеличиться после налоговой реформы в сентябре, добавил Пенья Ньето.
Согласно представленному плану будет построено и модернизировано 19 тыс. км дорог. Кроме того, Пенья Ньето пообещал возродить в Мексике пассажирское железнодорожное сообщение, которое с 1999 года в стране фактически отсутствует. Дело в том, что мексиканцы почти не пользовались железной дорогой, предпочитая рейсовые автобусы. Поезда в те времена были некомфортабельные и могли простаивать часами, из-за чего передвижение на них внутри страны могло растянуться на несколько дней. В результате железные дороги теперь используются только для транспортировки грузов.
Кроме того, часть средств пойдет на строительство или модернизацию четырех аэропортов и семи морских портов. Также будут вложены деньги в телеком, в частности в распространение Интернета. Сейчас доступ к Интернету имеют только 40% мексиканцев.
«Президент представил очень амбициозный план, который придется по вкусу инвесторам. Они уже в восторге от того, с какой энергичностью Пенья Ньето взялся за проведение налоговой и образовательной реформ. При этом объявление о финансировании предваряется соответствующими изменениями в законодательстве, что является очень обнадеживающем знаком. Так, например, произошло с телекоммуникационной отраслью — правительство сначала облегчило вход в сектор иностранным игрокам, а потом уже объявило, что рассчитывает привлечь инвестиции на 55 млрд долл.», — рассказал РБК daily аналитик Capital Economics по Латинской Америке Дэвид Рис.
Кстати, Мексика в своих инфраструктурных амбициях не одинока — правительства по всему миру объявляют о масштабных инвестиционных планах, которые призваны подстегнуть рост экономики. По данным ОЭСР, мировые инфраструктурные проекты обойдутся в 3 трлн долл. до 2018 года и в 50 трлн долл. до 2030 года.
По мнению Пеньи Ньето, улучшение инфраструктуры повысит привлекательность Мексики в качестве логистического и экспортного центра. По прогнозам BCG, к 2015 году местная рабочая сила будет на 19% дешевле китайской. При этом затраты на электроэнергию здесь ниже — электричество обходится на 4%, а природный газ на 63% дешевле, чем в Китае. Еще одним конкурентным преимуществом Мексики является ее открытость — страна является лидером по числу договоров о свободной торговле (44), что дает ее экспортируемым товарам практически полное отсутствие налогообложения.
Эксперты ожидают, что вложения ускорят экономическую активность в Мексике. «Пока президент не обозначил, каковы будут доли частного и государственного секторов. От этого во многом будет зависеть, сможет ли за этот срок рост ВВП Мексики ускориться до 6%. Пока мы прогнозируем, что экономика вырастет в этом году на 3%, а в следующем — на 4%. Если у Пенья Ньето все получится, то отметка в 6% вполне реальна», — считает г-н Рис.