Налейте. Полиция
Желание государства увеличить поступление «пьяных денег» в бюджет обернулось стремительным ростом теневого рынка водки. По итогам первого полугодия 2013 года легальное производство сорокаградусной рухнуло почти на 30%. Крупнейшие водочники утверждают, что рынок завален нелегальным алкоголем. Региональные дистрибьюторы и ритейлеры, работающие вбелую, жалуются, что не в состоянии конкурировать с поднявшими голову нелегалами, и предлагают организовать специальные отряды «алкополиции».
«Я, честно говоря, даже не знаю, что можно сделать в этой ситуации!» — восклицает Александр, крупный алкогольный оптовик и владелец нескольких розничных точек в одном из прилегающих к Москве регионов ЦФО. Свою фамилию и название компании собеседник РБК daily просит не афишировать. «В магазинах почти в открытую торгуют леваком. Проверить это очень просто, но никто не проверяет. Значит, нет у проверяющих такого желания. А вот подставить могут запросто — поставят на полку бутылку левой водки, тут же запустят полицию, и привет», — объясняет свои опасения оптовик.
Бизнес Александра переживает не лучшие времена: продажи как в опте, так и в рознице снизились примерно на 30%. И снижение алкоголизации населения тут ни при чем, уверен предприниматель. «Мы работаем вбелую, а это значит, не можем продавать водку и другое спиртное дешевле определенного уровня, — отмечает он. — А рядом кто-то продает те же водочные марки, но дешевле. И народ, и владельцы магазинов берут товар у них, хотя каждому разумному человеку понятно, что это левак». Мне самому раз в два-три дня звонят, предлагают взять товар на реализацию значительно дешевле, чем напрямую от производителей. Устал объяснять, что мы так не работаем».
Наблюдения, сделанные Александром, подтверждаются цифрами официальной статистики. По данным Росстата, в первом полугодии 2013 года легальное производство водки в России снизилось на 29,3%, до 30,3 млн дал. Падение выпуска всего крепкого алкоголя (крепче 25 градусов) составило 27%, до 36 млн дал. Среди лидеров спада — крупнейшие российские производители: Алкогольная сибирская группа (АСГ) потеряла почти половину объема по сравнению с прошлогодними показателями, почти такое же падение зафиксировано и у заводов CEDC/«Русский стандарт» и Александра Сабадаша (см. инфографику).
Из десяти лидеров рынка только три компании сумели улучшить свои показатели — «Татспиртпром» и «Башспирт», активно работавшие на контрактный розлив федеральных водочных брендов, а также лидер в категории коньяков калининградский «Альянс-1892». В компаниях признают, что падение показателей стало в том числе результатом конкуренции со стороны поднявших голову бутлегеров, но отмечают и другие факторы, повлиявшие на статистику.
«Картину официальной статистики искажают два фактора, которые повлияли на рост производства в 2012 году, — говорит коммерческий директор АСГ Наталья Никитина. — Это два больших повышения акциза, перед которыми создавали запасы все звенья цепочки товародвижения — и мы сами, и наши дистрибьюторы, и розница».
По словам г-жи Никитиной, о реальном положении дел на рынке корректнее судить по цифрам конечных продаж. По данным АСГ, все лидеры закончили полугодие с падением 15% к аналогичному периоду 2012 года. «Ситуацию, конечно, нельзя назвать позитивной. Получается, что в рамках повышения цен на алкоголь страдают прежде всего производители и потребители легального, качественного алкоголя, — признает топ-менеджер АСГ. — А выигрывают те, кто использует акцизные схемы, производит дешевые водки, суррогаты и контрафакт».
Между тем засилье контрафакта на рынке не стало сюрпризом для его участников, утверждает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. «Все, что сейчас происходит на рынке в виде падения производства легальных компаний и резкого роста левака, было абсолютно предсказуемо. Беспрецедентный рост акциза и, как следствие, рост цены на легальную продукцию по сути свели на нет все те позитивные изменения, которые происходили на рынке последние три года, — рассказывает г-н Добров. — Мы еще в декабре говорили, что увеличение ставки резко повысит спрос на левак, что в свою очередь приведет к формированию альтернативных каналов дистрибуции нелегальной продукции. Именно это и случилось».
Оптовик Александр считает, что крупные производители упали ниже рынка потому, что их популярную продукцию подделывают чаще. «Подделывают то, что лучше продается, — объясняет он. — Поэтому я своим знакомым советую брать малоизвестные марки водки — меньше шансов нарваться на подделку». По его словам, основной объем водочного контрафакта прокачивается через небольшие магазины в регионах. «В большие сети продавцам левака зайти сложнее, поэтому в Москве эта проблема заметна меньше, а в провинции ощущается острее».
Крупные производители полагают, что ситуацию с засильем контрафактной водки в рознице можно исправить с введением автоматизированной системы учета ЕГАИС для торговых точек. При этом, по словам Дмитрия Доброва, участники рынка понимают, что это не станет стопроцентной панацеей, так как ЕГАИС будет распространяться только на розничные точки, имеющие алкогольную лицензию. Но уже сейчас многие торгуют паленой водкой нелегально, без всякой лицензии, отмечает глава СПАП.
«Нужна не автоматизированная система учета, а реальная спецслужба, что-то вроде алкогольной полиции — те, кто будет реально ловить и наказывать, — уверен оптовик Александр. — ЕГАИС зависит от качества связи, а в регионах она далеко не идеальна. К тому же в глубинке уже никого лишением лицензии не испугаешь. Нужен значительно более жесткий контроль».