Вошел в азарт
Вчера президент провел сразу два знаковых мероприятия. Закончив первое совещание на Сахалине, президент перелетел в Читу, где провел еще одно — об экономической ситуации в Забайкальском крае. Пока региональные власти пытались объяснить Владимиру Путину, почему обладающий богатейшими природными ресурсами и находящийся на важных транспортных артериях субъект занимает 81-е место по инвестиционной привлекательности, бизнес вполне четко ответил на этот вопрос: ни один из институтов поддержки полноценно так и не заработал.
По словам президента, экономику края тормозит отставание в развитии энергетической инфраструктуры, особое беспокойство вызывает уровень безработицы — почти вдвое выше среднероссийского уровня (10,7% против 5,5%). В секторе малого и среднего бизнеса (МСБ) в Забайкалье задействовано около 96 тыс. человек, включая индивидуальных предпринимателей, — это 18% экономически активного населения, что в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. Улучшение предпринимательского климата — ключевой фактор развития региона, отметил Владимир Путин.
Почему у бизнеса возникают проблемы — на этот вопрос попытались ответить региональные власти. Получилось у них это не самым лучшим образом. Постоянно оперируя абстрактными и мало связанными словосочетаниями «точки роста» и «пространство развития», временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Константин Ильковский старался дать объяснение, но слушателей в итоге запутал окончательно. «Наверное, надо признать: нам не удалось превратить точки роста в пространство развития», — констатировал чиновник. Отсутствие интереса к краю со стороны инвесторов он проиллюстрировал довольно яркими примерами: «За прошедшие годы мы практически не развивали социальную среду. В сфере культуры не было построено ни одного объекта в сельской местности, физической культуры — один объект, в сфере здравоохранения — тоже нет успехов. Нет условий для ведения предпринимательства. Низкий индекс предпринимательских намерений».
В целом на поддержку МСБ в Забайкалье в прошлом году было выделено 270 млн руб., в текущем — уже 400 млн. «Вроде сумма хорошая, но это всего 9% от потребностей предпринимателей», — добавил исполняющий обязанности губернатора. Несмотря на то что база по поддержке инвесторов создана, необходимый приток вложений она не обеспечивает. Причина — инфраструктурные ограничения. К примеру, в программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года на проекты последнего заложено всего 10% всех средств, Забайкалья — 2,5%. «Прошу Минвостокразвития рассмотреть вариант расширения возможностей для Забайкалья», — с надеждой произнес г-н Ильковский.
Но лучше всего о своих проблемах знает сам бизнес. На совещании выяснилось, что пока ни один из институтов поддержки в регионе полноценно так и не заработал. К примеру, Забайкальская лесная компания обращалась в Фонд по развитию Дальнего Востока (его создание и нацеленность на поддержку бизнеса обсуждалось в Белом доме не один год), однако от его услуг в итоге отказалась из-за долгого согласования документации, рассказал председатель совета директоров компании Сергей Селезнев. Не увенчалось успехом и обращение предпринимателя за поддержкой в «Роснано». «Ростехнологии», по его словам, вообще ему не ответили. «Мне звонят мои коллеги из Китая и спрашивают, когда мы уже запустим свой завод в России... Надо что-то делать», — призвал президента бизнесмен. «Давайте свои предложения», — ответил Владимир Путин.
В позитивное русло направить дискуссию удалось только главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву. Министр напомнил, что сейчас разработано 13 «дорожных карт», направленных на улучшение инвестиционного климата, девять из них уже принято. Есть улучшения и в сфере инфраструктурных проектов: заключены концессии в области дорожного строительства, аэропортов и т.д. Подготовлен законопроект об основах государственно-частного партнерства (см. статью «Модель из Питера» в РБК daily от 16.07.2013). В части налоговой политики сохраняется размер страховых взносов для МСБ, вводятся налоговые льготы (в первые пять лет полное освобождение от налогов на прибыль и имущество) и т.д.