Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Приморье отменили двухнедельный карантин для въезжающих в регион Общество, 08:36 Конор Макгрегор в третий раз объявил о завершении карьеры бойца Спорт, 08:30 Китай пообещал сделать вакцину от коронавируса доступной всему миру Общество, 08:05 Основатель Foursquare — РБК Pro: «Мы выберемся из болота соцсетей» Pro, 08:00 Переболевший COVID-19 глава Тувы ввел карантин на территории республики Общество, 07:58 Мадонна пришла на марш памяти Флойда в Лондоне на костылях Общество, 07:22 Трамп оценил количество протестующих в Вашингтоне Общество, 07:04 Дожди разрушили два автомобильных моста в Красноярском крае Общество, 06:55 Вся территория Китая стала зоной с низкой эпидемиологической опасностью Общество, 06:35 Экс-министр юстиции Украины обвинила Зеленского в обмане избирателей Политика, 06:29 В Подмосковье загорелся склад в киногородке Общество, 06:14 Доктор Комаровский дал совет для переболевших COVID-19 Общество, 05:48 Глава МИД Германии назвал «сложными» отношения с США Политика, 05:34 «Роскосмос» запатентовал «ловушку» для космического мусора Технологии и медиа, 05:06
Общество ,  
0 

Мединский обозначил границы дискуссии художника и власти

Владимир Мединский опубликовал статью «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию», в которой рассказал о своих взглядах на дальнейшее культурное развитие России
Министр культуры Владимир Мединский
Министр культуры Владимир Мединский (Фото: ТАСС)

​Министр культуры в газете «Известия» начал с истории театра, согласившись с директором первого публичного театра (открыт в 1756 году) Александром Сумароковым, что государство должно активно поддерживать «высокое искусство», а сами деятели культуры лучше бы не самовыражались, а «воспитывали вкусы» в народе. Третий постулат Сумарокова заключается в том, что художник, власть и общество должны стремиться действовать заодно.

Мединский считает необходимым дискуссию художника и власти, предложив исключить из нее «элементы самодурства». Государство не должно применять «догматический диктат», а художник — отрицать обязательства перед обществом.

Дискуссия, по мнению министра, должна вестись «строго в поле признания общих ценностей». Ими он назвал ценность созидательного труда, развитие личности как залог общего процветания, служение отечеству, единство и преемственность тысячелетней истории России, а также историческое единство судеб народов России и дружественных народов, «многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР».

Также общими Мединский назвал ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием и всеми традиционными для России религиями, начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей.

Министр подчеркнул, что настаивает на этих ценностях в той части художественного творчества, что субсидирует государство. При этом он отметил, что «государство ничего не запрещает, но не все оплачивает».

Мединский в своей статье привел результаты опроса общественного мнения в исполнении фонда «Общественное мнение», в соответствии с которыми 82% граждан страны считают, что «государство должно контролировать содержание художественных произведений». «Мы не можем и не будем тоталитарно игнорировать мнение большинства наших сограждан», — указывает Мединский.

«Нетрадиционных» художников министр сравнивает с «нетрадиционной» медициной с той разницей, что первые ставят эксперименты над душами тысяч пациентов. «Сегодня мы уже и не помним, что классический «психологический театр» МХТ как раз в те годы считался частным творческим экспериментом. А вот «р-р-революционные» сценические безумства с обилием обнаженной женской натуры, скабрезными фантазиями о жизни царей и разнузданным богохульством так и остались постыдным недоразумением», — объясняет Мединский наличие творческого меньшинства в авангарде культурного развития.

«Экспериментов не чураются даже такие столпы отечественной культуры, как Александринка и Большой театр, — у обоих для этого есть Новая сцена. Но если зритель идет на историческую сцену, там он гарантированно увидит только то, что проверено временем. Главное — своевременно предупредить зрителя, на что его приглашают», — объяснил министр.

«Как «Армата» наследует традициям легендарной советской инженерно-конструкторской школы, так и миллионы россиян ощущают себя наследниками и продолжателями легендарной славы своих предков. Все вместе это — Большой театр, Эрмитаж, Третьяковка, МХТ, консерватория, скромная районная библиотека и городская художественная школа — и есть пространство культуры, где формируется историко-культурная идентичность, без которой любой танк лишь кусок железа, пусть даже очень технологичный. Перефразируя известную аксиому, скажу: если государство не кормит и не создает свою культуру, ее будет кормить и создавать кто-то другой. И тогда в конечном итоге все равно придется кормить чужую армию», — завершил свою статью Мединский.