Алмазные авиалинии
Крупнейший в мире производитель алмазов АЛРОСА задумался над развитием собственного авиационного бизнеса. В начале года компания выделила департамент перевозок в отдельное юридическое лицо — одноименную авиакомпанию. Теперь менеджмент нового перевозчика задумался над обновлением авиапарка и выходом на чартерный рынок.
Советник президента АЛРОСА, курирующий авиационные проекты, Андрей Татуев рассказал о программе развития и обновления парка воздушных судов авиакомпании АЛРОСА. В частности, Ту-154 перевозчик планирует заменить на Boeing 737-800. Первый лайнер поступит в распоряжение компании летом этого года. По словам г-на Татуева, самолеты не новые, а со вторичного рынка, но «в хорошем состоянии». Ожидается, что до середины 2014 года у компании в операционном лизинге будет уже три лайнера. Все они будут иметь двухклассную компоновку с увеличенным расстоянием между креслами. По его словам, эти лайнеры будут использоваться на регулярных рейсах авиакомпании, а в периоды сезонного спада перевозок в Якутии могут использоваться и как чартеры.
По словам Андрея Татуева, компания также планирует обновить региональные самолеты. «По итогам проведенного анализа мы выбрали Bombardier. Ожидаем, что до конца следующего года приобретем три Q400 по схеме финансового лизинга. Эти самолеты пока не имеют широкого использования в России, но большой проблемы в подготовке специалистов и налаживании сервисного обслуживания мы не видим», — отмечает г-н Татуев. По его словам, это единственный в этом классе самолет, который способен работать в условиях низких температур Якутии и на грунтовых взлетно-посадочных полосах без каких-либо ограничений. Все лайнеры будут поставляться с завода, по схеме финансового лизинга, который обеспечит экспортное агентство Канады под гарантию материнской АЛРОСА, имеющей собственный кредитный рейтинг.
Парк авиакомпании АЛРОСА насчитывает более 40 воздушных судов десяти различных типов. Однако большинство пассажиров перевозит только пять самолетов Ту-154М (на маршрутах Мирный — центральные и курортные регионы России) и несколько Ту-134 и Ан-24 (на рейсах внутри Якутии и в соседние регионы). По итогам 2012 года компания перевезла 270 тыс. пассажиров (заняв 29-е место среди отечественных перевозчиков). На сегодняшний день 100% акций компании принадлежит АЛРОСА.
До сих пор Андрей Татуев не занимался развитием бизнеса авиакомпаний. До проекта в АЛРОСА он занимался летными испытаниями отечественных самолетов в Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова (головная организация авиационной отрасли по летным исследованиям). Также в НПО «Наука» (был председателем совета директоров) участвовал в разработке систем жизнеобеспечения воздушных судов. «В современных условиях на первый план для авиаперевозчиков выходит экономическая эффективность деятельности. В первую очередь она зависит от топливной эффективности, трудозатрат и расходов на оплату труда, а также расходов на обеспечение и поддержание летной годности», — говорит Андрей Татуев.
Помимо обновления парка воздушных судов АЛРОСА будет реконструировать ключевой аэропорт Западной Якутии, имеющий статус аэропорта федерального значения, — Мирный. Работы продлятся до 2016 года, общая стоимость инвестпрограммы — 10 млрд руб. «В настоящее время обсуждается возможность направить на проект реконструкции ВПП аэропорта Мирный часть денег, которые государство получит от приватизации акций АК «АЛРОСА», — отмечает г-н Татуев.
Гендиректор компании «В.И.П. Сервис» Дмитрий Горин отмечает, что в условиях некоего дефицита самолетов на рынке ввозимые АЛРОСА Boeing 737-800 найдут своего заказчика на чартерном рынке. «Можно привести пример компании Nord Star «Норильского никеля». Их самолеты делают разворотные рейсы в регионы и работают на чартерах в Европе, летая в Испанию, Турцию, Грецию, Египет и Португалию. Баланс «регулярки» и чартеров позволяет загрузить самолет», — отмечает г-н Горин. По его словам, такая модель удачна, так как самолет находится в движении и приносит прибыль.