Жизнь под парусом
Парусный спорт становится популярнее день ото дня. Люди отказываются от роскошных отелей, чтобы сидеть в тесноте на лодке, промокать от брызг, жариться на палящем солнце, мерзнуть по ночам в спальниках и ругаться со шкипером по поводу стакселя. Что толкает людей на такие сумасбродства? Едем на средиземноморское побережье Турции и разбираемся на личном примере.
Древний Галикарнас, ныне турецкий Бодрум, спускается к морю по склонам скал. Небольшие трехэтажные дома громоздятся вплотную друг к другу. Узкие улочки петляют сквозь хаотичные каменные джунгли, а из подворотен раздаются лай собак, кудахтанье куриц и треск мотоциклетных моторов. Современный Бодрум живет столь же бурной жизнью, что и тысячелетия назад. Здесь, в городе, находятся представительства международных чартерных компаний, где можно арендовать яхту или даже несколько десятков лодок — к примеру, для организации корпоративной регаты.
Из камбуза в гальюн
Спортсмены-гонщики редко называют парусные судна яхтами. В основном они именуют их просто — лодки. Высокие паруса, море, солнце и ветер предполагают удовольствия несколько иного рода, нежели огромные моторные «яхты-плоскодонки» с роскошными каютами. Наша лодка «Дюфор-455», арендованная для регаты Volvo, была как раз парусной, с огромной центральной грот-мачтой. Паруса были убраны, и канаты мерно хлопали на ветру о мачту.
Более тесное знакомство с лодкой, как водится, началось с камбуза и гальюна. Кухонька здесь приятная на вид и на ощупь. Каждый закуток свободного пространства имеет свое функциональное назначение. Ниши, полочки и углубления здесь повсюду. Каждая дверца оснащена фиксатором, чтобы препятствовать непроизвольному открыванию во время качки.
Электроплита здесь зафиксирована на двух точках опоры и колеблется, как качели, поддерживая линию горизонта. Сделано это для того, чтобы не расплескать готовящиеся блюда во время качки. Сантехника на лодке особого рода. Когда открывается кран, где-то под диваном начинает урчать электронасос, который подает воду по трубам. Если кто-нибудь с рассветом вдруг вздумает умыться, то всей команде придется нервно ворочаться на своих лежбищах.
Камни тысячелетий
Перед выходом в море выпало несколько часов для изучения города. Память о древнем Галикарнасе хранят в себе три крупные достопримечательности. Первая это, конечно же, мавзолей. Когда-то в IV веке до н.э. здесь правил царь Мавсол II, который превратил небольшую греческую колонию на ионийском берегу в процветающий город. Когда он умер, его жена воздвигла огромную усыпальницу, поражавшую современников монументальностью и величавой красотой. Мавзолей стал одним из семи чудес света. В 1404 году рыцари-крестоносцы выстроили из его каменных блоков крепость Святого Петра, защищавшую вход в гавань. Сейчас на месте мавзолея, посреди остатков фундамента, стоит небольшой памятный знак.
Крепость Св. Петра — одна из самых интересных достопримечательностей Бодрума. В ней находится музей, а также развалины более старых военных сооружений, которые штурмовались еще армией Александра Македонского в самом начале его восточного похода. Сейчас старая крепость все еще служит военным целям. У ее стен швартуются корабли береговой охраны, а внутри несет службу пограничный пункт.
Третья жемчужина города — древний амфитеатр, построенный на вершине холма. Время от времени он используется для проведения концертов и театральных постановок. Правда, вечером амфитеатр закрыт. Однако охраны нет, и можно легко протиснуться сквозь неплотные воротца. Сидя в сумерках на вершине зрительских рядов, поражаешься, что два тысячелетия назад здесь уже давали трагедии Еврипида и комедии Аристофана. Откуда ни возьмись появляется старая собака, которая, как тень Сократа, усаживается поблизости. Вместе с ней мы еще долго созерцали каменные подмостки древнего театра и открывающийся за ними вид на мерцающий огнями город. Впереди были морские переходы, знакомство с греческими островами, испытания морской болезнью и истертые в кровь о канаты руки.
Продолжение следует.