Чужой земли не отдадим
Конфликт с Западом не сказался на любви российских чиновников и депутатов к зарубежной недвижимости, показали опубликованные госслужащими декларации о доходах.
Ни введенные против России санкции, ни напряженные отношения с Западом, ни экономический кризис не заставили российских чиновников и парламентариев отказаться от своих домов, квартир и земельных участков за границей. Как следует из опубликованных на этой неделе деклараций сотрудников администрации президента, правительства Москвы, членов кабинета министров, депутатов Госдумы и сенаторов, продали свою недвижимость и землю всего четверо, столько же, наоборот, купили заграничные квартиры и дома, остальные остались при своих прежних активах.
Недвижимые депутаты
Всего свою заграничную недвижимость и землю в декларациях указали 47 высокопоставленных чиновников и парламентариев. Больше всего любителей зарубежного в Госдуме — 25 депутатов или членов их семей декларируют нероссийские недвижимые активы (см. таблицу). За ними следуют сенаторы (16) и министры (пять). Из столичного правительства в их компании только один чиновник — вице-мэр Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, который вместе с бывшей супругой владеет домом площадью 353 кв. м на 22 сотках земли в Италии.
Крупнейшим владельцем как недвижимости, так и земли за рубежом, стал сенатор от Приморского края, бывший хоккеист Вячеслав Фетисов. В США у него есть квартира площадью 220 кв.м, дом площадью 1200 кв.м и участок площадью 20 тыс. кв.м.
А вот в администрации президента ни одного чиновника с заграничной недвижимостью или землей не осталось. В прошлом году единственным кремлевским владельцем квартиры в Великобритании площадью 250 кв. м и жилого дома (144 кв. м) на 8 сотках земли в Испании был уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов (все активы в совместной собственности с супругой). Но с этого года он перестал быть сотрудником администрации, пояснила РБК руководитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Татьяна Марченко, его аппарат стал госорганом, а Титов — лицом, замещающим госдолжность. Декларация чиновника будет опубликована позже, но в ней по-прежнему значится зарубежное имущество, уточнила она.
В правительстве работают нанятые специалисты, а в администрации президента — «идеологические бойцы», поэтому в случае с их декларациями все гораздо строже, трактует руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
Геополитика не влияет
Среди «нанятых специалистов» с заграничной собственностью никаких изменений за год нет. Вице-премьер Ольга Голодец, как и раньше, владеет половиной дачи в Швейцарии общей площадью 220 кв. м и третью квартиры в Италии (250 кв. м), вице-премьер Александр Хлопонин с супругой — домом с постройками (818 кв. м) на 82 сотках земли в Италии, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, до мая прошлого года возглавлявший Красноярский край, — тремя гаражами (42 кв. м) и квартирой (109 кв. м) во Франции. Там же у него и супруги по-прежнему есть дом площадью 180 кв. м на 34 сотках земли; еще один дом во Франции (210 кв. м) в аренде у супруги Кузнецова до 2016 года. «Преходящие» геополитические осложнения не влияют на решение Голодец о владении недвижимостью «в каких-либо частях света», пояснил РБК представитель вице-премьера.
Не избавились от своих нероссийских недвижимых активов и супруга министра образования и науки Дмитрия Ливанова, в собственности которой четверть дома площадью 197 кв. м в Испании (у нее в 30-летней аренде также место стоянки водного транспорта), и супруга министра труда и соцзащиты Максима Топилина (гараж и квартира в Болгарии — 19 и 115 кв. м соответственно).
Еще два правительственных чиновника не отказались от аренды заграничного жилья и земли: вице-премьер Игорь Шувалов и его супруга Ольга по-прежнему снимают дом в Австрии (1480 кв. м) и квартиру в Великобритании (483 кв. м), семья министра Михаила Абызова — квартиру и гараж в Великобритании (341 и 42 кв. м соответственно) и помещение в загородном доме в Италии (180 кв. м).
Испания vs Болгария
Италия — самое популярное место и у сенаторов: домами и землей там продолжают владеть три члена Совета Федерации (Олег Еремеев, Ахмет Паланкоев и Александр Верховский со своими супругами). У Франции, Черногории и Эстонии по два поклонника из верхней палаты (см. таблицу).
У депутатов, как и раньше, другие географические приоритеты: шесть народных избранников по-прежнему владеют испанской недвижимостью и землей, еще трое — латвийской. Но вот в команде двух любителей болгарских квартир за прошлый год прибавление, причем в общую копилку добавилось сразу четыре объекта недвижимости. Две квартиры общей площадью 104 кв. м в Болгарии приобрела супруга зампреда комитета Госдумы по образованию, профессора и коммуниста Михаила Берулавы. «Моя супруга — академик, распоряжается своими деньгами, как хочет», — объяснил Берулава покупку супруги.
Еще две квартиры общей площадью 122 кв. м оказались у Сергея Вострецова, ставшего депутатом в октябре прошлого года (ему перешел мандат ушедшей в Совет Федерации Екатерины Лаховой). Обе куплены в 2011 году, рассказал РБК депутат от «Единой России», куплены за скромные деньги — две квартиры стоили как однокомнатная квартира в не лучшем районе Санкт-Петербурга. Это не полноценные квартиры, а кухни-студии, но достаточные для летнего отдыха, поясняет депутат, у которого маленькие дети, а отдых в Болгарии еще недавно стоил дешевле, чем в Сочи.
Впрочем, по словам Вострецова, обе квартиры уже выставлены на продажу. Но в Болгарии сейчас кризис и недвижимость никто не покупает, делится депутат и добавляет, что негласных указаний или советов избавиться от зарубежной недвижимости он не получал, ничего постыдного во владении зарубежной недвижимостью не видит — это разрешено законом. «Просто очень хочется поселиться в Крыму», — объясняет Вострецов намерение поменять недвижимость именно сейчас.
Болгария не заграница
К Болгарии в прошлом году начали присматриваться и в Совете Федерации. Новичок верхней палаты — Евгений Алексеев — не только сменил кресло первого замглавы администрации Ненецкого автономного округа на сенаторское кресло от того же региона, но и вместе с супругой купил квартиру в Болгарии площадью 49,5 кв. м.
Еще один новый член СФ от Волгоградской области — Татьяна Лебедева (в прошлом российская легкоатлетка, специализирующаяся на прыжках в длину и тройном прыжке, олимпийская чемпионка) — к дому и земле в Эстонии, которыми она владеет вместе с супругом, добавила квартиру в Португалии площадью 100 кв. м (тоже в совместной собственности).
А вот сенатор от Карелии Владимир Федоров, бывший депутат Совета Куркиекского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Карелии, а в 1990-х гг. начальник главного управления ГАИ ГИБДД МВД России, вместе с супругой обзавелись домом на 6 сотках в Греции (записаны на жену сенатора). «Разговор о покупке дома в Греции шел, еще когда Крым был за границей, – уточняет парламентарий. – Греция — страна православная, у нас много знакомых греков, и потом у меня трое внуков, которых надо куда-то вывозить на каникулы». Деньги на греческую «дачу» занимать не пришлось: на нее, поясняет Федоров, ушла часть средств, полученных от продажи столичной квартиры и автомобиля.
Не устояли
А кто же все-таки продал недвижимость за границей? С одним из своих домов в ДР Конго (площадью 600 кв. м на 13 сотках) расстался зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, бывший предприниматель, миллиардер Михаил Слипенчук. Получить комментарий депутата от «Единой России» о причинах продажи старинного актива не удалось.
От квартир в Болгарии избавились сенатор от Мордовии Владимир Литюшкин (площадью 59 кв. м) и супруга сенатора от Северной Осетии Александра Тотоонова (77 кв. м).
А супруга депутата от «Единой России» Николая Валуева продала одну из двух своих квартир в Германии (обе по 77 кв. м, у нее также дом в Испании площадью 95 кв. м). Второй квартиры уже тоже нет, сообщил РБК бывший боксер и шоумен. «Не хотим ничем быть связанными с заграницей. Я собираюсь связать свое будущее с Россией», — подчеркнул он.