Круглый стол с Кадыровым
Чеченский лидер Рамзан Кадыров — один из самых критикуемых за нарушения прав человека российский чиновник. Но даже с ним правозащитники попытаются организовать диалог, используя систему общественных советов при властных структурах, развитие которых поощряет Владимир Путин.
«В июле президентский Совет по правам человека (СПЧ) провел выездное заседание в Грозном. Кадырову было рекомендовано создать Совет по правам человека при главе Чеченской республики. Кадыров сразу достаточно негативно отреагировал на это предложение, но затем принял решение такой совет создать», — рассказывает член СПЧ, руководитель Комитета против пыток Игорь Каляпин.
Чеченский совет работает с сентября, но находится в стадии доформирования. Каляпин рассказал РБК daily, что подал заявление с просьбой принять его в этот совет.
«Наше подразделение в Чечне действует семь лет. У нас в свидетельстве о регистрации записано, что мы работаем в Чеченской республике, сейчас наши юристы официально представляют потерпевших в 16 уголовных делах, расследуемых Следственным комитетом в регионе. Я передал соответствующее заявление руководителю совета Тимуру Алиеву. Не знаю, передали ли его Кадырову. Наверное, в ближайшие дни я отправлю его Кадырову официально по почте», — рассказывает Каляпин.
Комитет против пыток — крупнейшая НКО в России, занимающаяся делами о применении насилия правоохранителями. В отличие от других регионов в Чечне на комитет работают не местные юристы, а «сводная мобильная группа» — правозащитники приезжают в республику в командировки. Чеченским юристам заниматься преступлениями местных полицейских слишком опасно.
Все прошлые годы комитет конфликтовал с чеченскими властями. Расследовавшееся им дело Ислама Умарпашаева в 2009 году даже стало предметом специальных переговоров между главой СКР Александром Бастрыкиным и комиссаром ЕСПЧ Томасом Хаммарбергом.
«Если мне ответят отказом, я смогу официально заявлять, что глава Чечни отказывается от сотрудничества. Кадыров несколько раз в СМИ меня публично обвинял в том, что я отказываюсь от сотрудничества. Это абсолютная ложь, когда от администрации Кадырова звучали предложения где-то встретиться, я прилетал в 24 часа из любой точки земного шара. Я готов общаться с любым должностным лицом Чеченской республики и искренне считаю, что такое общение будет полезно всем», — уверен Каляпин.
«Следственный комитет во многих регионах плохо расследует преступления полицейских, но в Чеченской республике ему это не дают делать. И это — не в интересах лично господина Кадырова, и я собираюсь его в этом убеждать. Делать это в рамках совета нужно будет публично», — рассказывает правозащитник.
Если Кадыров не будет появляться на заседаниях своего совета, Каляпин готов общаться с заместителем министра внутренних дел Чечни Апты Алаудиновым, которого Кадыров включил в свой правозащитный совет. «Хоть Кадыров Каляпина на дух не переносит, было бы неплохо, если бы он его пригласил в свой совет», — говорит сопредседатель президиума СПЧ Евгений Бобров.
«Важно, чтобы в таких советах было как можно больше людей, которые не соглашаются с властью, но имеют конструктивную позицию, готовы брать ответственность за реализацию своих предложений. Готовы координировать, предлагать, проводить мониторинг», — считает Бобров.
Представитель «Мемориала» Александр Черкасов предполагает, что идея войти в кадыровский совет вызовет негативную реакцию у многих правозащитников, но сам он Каляпина критиковать не будет, так как Комитет против пыток самым серьезным образом работает в Чечне.
Пресс-секретарь Рамзана Кадырова Альви Каримов от комментария отказался.