Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Хитрость рук: почему ведомства оптимизируются, а число чиновников растет

Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

Реформы госаппарата обычно приводят только к росту количества государственных управленцев. Реальный шанс по-настоящему оптимизировать министерства и ведомства появился сейчас, когда бюджету перестало хватать денег.

Тотальная оптимизация

К 15 октября 2015 года Минюст, Минфин, Минтруд и Минэкономразвития должны представить свои первые предложения по оптимизации ведомств. Грядут очередные структурные изменения в системе федеральной исполнительной власти.

Годом ранее, в сентябре 2014 года, президент принял решение о ликвидации Министерства регионального развития и перераспределении его полномочий между Минэкономразвития России и вновь созданным Агентством по делам национальностей, а также Федерального агентства по поставкам вооружения и Федеральной службы по оборонному заказу, передав их полномочия Минобороны России. Лето текущего года ознаменовалось ликвидацией Министерства по делам Крыма, слиянием ФАС и ФСТ.

Идет активное обсуждение в кулуарах правительства о возможном слиянии налоговой и таможенной служб. Кроме того, Владимир Путин дал поручение правительству ускорить процесс передачи контрольно-надзорных полномочий регионам. Это затрагивает интересы таких крупных служб, как Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Роструд и Ростехнадзор. Казалось бы, власти всерьез взялись за сокращение количества чиновников. Чем заканчивались попытки сократить госаппарат ранее?

Ведомств меньше, людей больше

Еще в марте 2004 года был дан старт глобальной структурной реформе федеральных органов исполнительной власти. В основу новой организации был положен принцип разделения функций на три уровня: выработка политики и законотворчество, контроль и надзор, оказание государственных услуг и управление подведомственными учреждениями. По этому принципу были сформированы министерства, федеральные службы и агентства.

Предполагалось, что такая структура по образу и подобию развитых стран обеспечит концентрацию каждого ведомства на ключевых компетенциях, а контроль министерств за службами и агентствами приведет к ликвидации конфликта интересов при разработке и реализации властных полномочий. Многие министерства были укрупнены, например, Минтруд слился с Минздравом, Министерство промышленности вобрало в себя функции торговли, Министерство транспорта поглотило функции управления всеми видами дорожного, авиационного и железнодорожного сообщения. Предполагалось, что такой подход также позволит сократить число избыточных функций в госуправлении и количество федеральных чиновников.

Однако произошло обратное. Практика показала, что реформы не вписываются в устоявшуюся ментальность управления. Постепенно министерства в борьбе за ресурсы и контроль стали поглощать агентства. Не удалось сократить численность персонала. Объем растущих задач требовал от руководителей госорганов последовательно обращаться в правительство с просьбой о выделении дополнительных штатных единиц. По данным Росстата, если в 2000 году в РФ было 1,2 млн чиновников, то в 2014 году уже 2,2 млн.

Все — в регионы

Определенная оптимизация государственных функций все же была проведена. Правительственная комиссия под руководством вице-премьера Дмитрия Козака смогла подготовить изменения федерального законодательства, и значительная часть разрешительной деятельности в области образования, здравоохранения, культуры отправилась в регионы под юрисдикцию региональных правительств.

В 2013 году был анонсирован новый подход в создании министерств — программно-целевой. Правительство увидело необходимость укрепить властную вертикаль ведомствами, которые бы отвечали за развитие отдельных территорий. Так появились на свет Минвостокразвития, Минкрым и Минкавказ. В этот период текущее экономическое положение позволяло планировать большие финансовые вливания в мегапроекты на Дальнем Востоке, в Северо-Кавказском регионе и Крымской республике.

Однако сейчас изменение общеэкономической ситуации, резкое сокращение бюджетных возможностей снова заставили задуматься об оптимизации структуры государственных органов. Кризис уже вызвал определенное сокращение чиновников на региональном и муниципальном уровнях с 212,1 и 325,7 тыс. человек в 2014 году до 209,7 и 324,3 в конце первого полугодия 2015 года. Правда, в некоторых субъектах РФ сокращаемые государственные гражданские служащие переводились администрациями в подведомственные государственные учреждения. Чиновник терял свой статус, но по факту продолжал выполнять прежние трудовые функции.

Больше службы и меньше контроля

Так что самый простой и испытанный годами способ оптимизации — это объединение уже функционирующих ведомств. С одной стороны, экономия на сокращаемых аппаратах, а с другой — создание более адекватных времени организационных структур.

Вот, например, длительный спор об объединении Роспотребнадзора и Росприроднадзора. И та и другая службы очень тесно переплетаются в своих контрольных полномочиях. С точки зрения бизнеса наличие двух контролеров — это дополнительные барьеры и избыточные расходы. Поэтому сегодня тема создания на их базе мегаконтролера на рынке пищевой продукции вполне актуальна и может быть поддержана как финансово-экономическим блоком правительства, так и бизнесом.

Создание такого крупного игрока потребует очень серьезного урезания его функций в области разработки нормативных актов. Иначе мы получим ситуацию, при которой контролер сам будет определять условия игры, методы контроля и оценку эффективности. Этим, безусловно, должны заниматься министерства.

Осторожнее нужно проводить реформу по передаче контрольных полномочий в субъекты Российской Федерации. Губернаторы, отвечая перед президентом за эффективность социально-экономического развития территории, не очень будут заинтересованы в выявлении нарушений, поскольку это может отразиться на их карьере. Если им передать контрольные полномочия, то у региональной власти может появиться мощный дополнительный рычаг давления на бизнес.

Сокращение бюджетных доходов можно рассматривать и как позитивное явление — наконец-то появился стимул заняться реальной оптимизацией. Объединение контрольных органов и передача их под кураторство правительству с лишением прав на разработку политических документов позволит наконец-то реализовать административную реформу и сократить госаппарат.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Какое будущее у российской ветроэнергетикиРБК и Росатом, 02:25
В Москве машина сбила чиновника из МинобрнаукиПолитика, 02:20
В Якутии из-под завалов в шахте достали тело погибшегоОбщество, 01:54
Орбан заявил, что дверь для переговоров по Украине открыласьПолитика, 01:48
В Белгородской области при атаке дрона тяжело ранен мужчинаПолитика, 01:44
Молдавия введет режим ЧП из-за энергокризисаПолитика, 01:33
Эрдоган озвучил Блинкену позицию по СирииПолитика, 01:27
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Google Play запретит монетизацию для приложений из РоссииТехнологии и медиа, 01:03
«Реал Сосьедад» разгромил киевское «Динамо» в матче Лиги ЕвропыСпорт, 00:57
Власти опровергли отсутствие физраствора в медучреждениях ПетербургаОбщество, 00:56
Байден одобрил новый пакет военной помощи УкраинеПолитика, 00:22
Израиль после ударов по Сирии задумался об атаке на ядерные объекты ИранаПолитика, 00:18
Владелец бренда Rostic’s выкупил бизнес крупного франчайзи KFC в РоссииБизнес, 00:01
Россияне направили на фондовый рынок более ₽1 трлнФинансы, 00:00