Дорога к Грефу
Проект Международного финансового центра (МФЦ) в Рублево-Архангельском повлечет за собой развитие сети платных дорог в западном секторе московского региона. Как стало известно РБК daily, концепция транспортного каркаса МФЦ предусматривает сооружение за счет внебюджетных источников еще одной магистрали. Она должна связать платный участок трассы «Бородино» в обход Одинцова с Новорижским шоссе. Дорогу планируется построить в рамках концессии, основным интересантом в правительстве Москвы считают Сбербанк.
Москва разработала и согласовала со Сбербанком транспортную схему Рублево-Архангельского, где предполагается строительство МФЦ площадью 5,3 млн кв. м, в том числе 2 млн кв. м жилья. Она предусматривает обеспечение финансового центра всеми возможными видами транспорта, включая метро и железнодорожное сообщение. Для этого предлагается продлить Арбатско-Покровскую ветку от Строгина (двумя станциями) и реконструировать участок Рижской железной дороги с продлением от станции Павшино до Рублево-Архангельского.
Кроме того, вокруг новой «точки роста» запланировано масштабное дорожное строительство. Предстоит провести реконструкцию Рублевского шоссе и построить новый вантовый мост через Москву-реку, расширить Новорижское шоссе и создать дополнительные выезды на него и на Рублевку.
В последнем варианте транспортной схемы появилась также новая магистраль между обходом Одинцова и Новорижским шоссе. Из-за этого общая смета транспортного каркаса МФЦ выросла до 162 млрд руб. «Цель строительства магистрали — связать финансовый центр в Рублево-Архангельском и ММДЦ «Москва-Сити» на Краснопресненской набережной системой скоростных платных дорог», — пояснил источник в стройкомплексе.
Помимо новой дороги в эту систему войдут участок трассы «Бородино» в обход Одинцова, строящийся на условиях концессии, и Северный дублер Кутузовского проспекта, сооружение которого также запланировано за счет внебюджетных средств.
Помимо резидентов МФЦ платными дорогами будут пользоваться жители уже существующих и запланированных к строительству кварталов вблизи Рублево-Архангельского. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, вокруг участка МФЦ выдано разрешений на строительство и утверждено проектов планировок на 12 млн кв. м. Существующая дорожная сеть таких объемов не выдержит физически. Сейчас город пытается договориться с Московской областью об отмене хотя бы части «бумажных проектов». Однако появление вблизи будущего финансового центра 5—6 млн кв. м недвижимости не вызывает сомнения.
Эксперты в свою очередь отмечают, что дорожное строительство оказывает существенное влияние на стоимость квадратного метра. «Реконструкция дорожного полотна или прокладка новых трасс в совокупности с появлением по этому же направлению станций метро может привести к удорожанию недвижимости на 10—15%. Причем если метрополитен пройдет на данных территориях впервые, то рост может составить и 20%, не считая общерыночного», — комментирует генеральный директор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Это позволит Сбербанку и его партнерам в приемлемые сроки (за 15—16 лет) окупить вложения в застройку территории нового центра, которые оцениваются в 430 млрд руб.
К тому же инвесторы оплатят строительство дополнительных выездов из МФЦ на федеральные трассы. Сбербанк, как интересант, рассматривается в качестве основного претендента на заключение концессионного соглашения на сооружение платной связки между Новой Ригой и обходом Одинцова. Но переговоры ведутся и с другими банками, имеющими опыт реализации таких проектов, говорит г-н Хуснуллин. Стоимость строительства дороги, по его словам, определится после уточнения трассировки и проектирования. Москомархитектуре поручено проработать варианты прохождения трассы вдоль ЛЭП и МКАД.
Обход Одинцова протяженностью 18,7 км обойдется концессионерам в 20 млрд руб. Северный дублер Кутузовского проспекта ориентировочно оценивается в 60 млрд руб. Полностью транспортный каркас Рублево-Архангельского должен быть готов к 2025 году. Ключевые объекты транспортной инфраструктуры МФЦ будут возводиться за счет бюджетных средств, выделенных в рамках лимита на развитие Московского транспортного узла.