Нефтяная LIBOR
Европейские власти начали расследование в отношении возможного манипулирования ценами на рынке нефти. Под подозрение попали сразу три крупные нефтяные компании: британо-голландская Royal Dutch Shell, британская BP и норвежская Statoil. Это может стать одним из самых громких скандалов в ЕС после истории с манипулированием межбанковской ставкой LIBOR.
Представители Еврокомиссии в рамках начатого антимонопольного расследования во вторник провели обыски в офисах трех компаний (в Лондоне, Амстердаме и норвежском Ставангере), а также в штаб-квартире ценового агентства Platts (подразделение McGraw Hill). «Еврокомиссия опасается, что компании могли вступить в сговор для искажения цен в отчетности, для того чтобы манипулировать публикуемыми ценовым агентством ценами на ряд нефтяных продуктов и биотопливо», — говорится в сообщении. Предоставляемые компаниями цены публикуются Platts и служат ориентирами для формирования цен на спотовом рынке и рынке деривативов.
Поводом для начала расследования стали жалобы со стороны одного из крупнейших энергетических трейдеров Total Oil Trading SA (подразделение французской Total). В прошлом году трейдер обратил внимание европейских регуляторов на «недостоверное ценообразование» на ряд нефтяных продуктов (по его утверждению, публикуемые цены отличались от рыночных). В Total отметили, что на основе данных Platts определяется цена примерно 80% всех контрактов на поставку сырой нефти и нефтепродуктов.
Royal Dutch Shell, BP и Statoil заверили, что в полном объеме сотрудничают с Еврокомиссией. В заявлении Statoil поясняется: вопросы у регулятора вызвало ценообразование на ряд нефтепродуктов и биотопливо, цены на которые выставлялись по методологии, известной как «расчет при закрытии рынка» (market-on-close), и которые публиковались Platts с 2002 года. Platts подтвердило, что представители Еврокомиссии посетили их офис в Лондоне, и также выразило готовность сотрудничать с регуляторами.
«В случае если предъявленное обвинение окажется правдой, история может иметь намного больший резонанс, нежели история с LIBOR. Политики будут рассматривать это как потенциальное воздействие на обычных потребителей, ведь именно на них ложится налоговое бремя от завышенных цен на нефть», — считает стратег и директор отдела биржевых продуктов брокерской компании Saxo Bank Оле Слот Хэнсен.
«В зависимости от того, что найдут следователи ЕС, может последовать усиление политического давления со стороны регуляторов и надзора за нефтяными трейдерами и ценовыми агентствами. Тот факт, что нарушения могли иметь место с момента начала использования методологии «расчет при закрытии рынка» в 2002 году, грозит вызвать недовольство общественности бездействием регуляторов и сговором нефтяников», — пояснил РБК daily аналитик IHS Energy Родерик Брюс. По мнению эксперта, помимо громадных штрафов и усиления надзора со стороны Еврокомиссии серьезной проблемой станет подрыв репутации нефтяных компаний и падение доверия потребителей.