Последняя победа Чавеса
Николас Мадуро победил на президентских выборах в Венесуэле, обойдя своего главного соперника — кандидата от оппозиции Энрике Каприлеса всего на 1,6% голосов. Последний отказался признавать результаты выборов и настоял, чтобы Национальный избирательный совет пересчитал голоса. Скорее всего, победу у преемника Уго Чавеса уже не отнимут, но Венесуэлу ждет новый виток политического противостояния.
За Мадуро проголосовали 50,7% избирателей, в то время как за Каприлеса отдали голоса 49,1%. Столь малый разрыв (около 300 тыс. голосов) оказался неожиданным, с учетом того что практически все проводившиеся ранее опросы пророчили победу Мадуро с преимуществом в 10—20% голосов. Каприлес заявил, что официальные результаты выборов не отражают реальную ситуацию, и потребовал пересчета голосов, ссылаясь на то, что его сторонники выявили более 3 тыс. «инцидентов» во время голосования.
Национальный избирательный совет сначала провозгласил победу Мадуро, но затем согласился пересчитать голоса. Сам же Мадуро заявил, что не боится пересчета и уже посвятил свою победу Чавесу. «Миссия выполнена, команданте Чавес», — объявил он на митинге своих сторонников и заверил, что дело лидера боливарианской революции будет продолжено.
По мнению аналитика IHS Global Insight Диего Мойя-Окампуса, Мадуро идет на определенный риск, так как результаты пересчета голосов непредсказуемы при таком малом разрыве. Например, ключевым фактором могут стать голоса около 100 тыс. венесуэльцев, проживающих за границей. Однако, скорее всего, правительство Венесуэлы сумеет проконтролировать процесс пересчета и Национальный избирательный совет подтвердит победу Мадуро, полагает г-н Мойя-Окампус.
Выборы между тем показали, что Венесуэла расколота надвое: последователи «чавизма» (идеология Чавеса, основанная на принципах социализма, национализма и каталицизма) и сторонники капиталистического пути развития не готовы к диалогу. После смерти Чавеса это противостояние лишь обострится. Его преемник не обладает ни харизмой, ни политическим влиянием, которые были присущи команданте. Политическая карьера Мадуро (профсоюзы, парламент и МИД) совсем не похожа на путь революционера, который прошел Чавес.
По мнению аналитиков, Мадуро победил исключительно благодаря Чавесу. Тот оставил своему преемнику хороший политический капитал: за 14 лет его правления, к примеру, уровень бедности в стране сократился с 42,8 до 21,2%, а цены на бензин в Венесуэле вызывают зависть соседей — 4 американских цента за галлон (для сравнения, в Колумбии — 4,7 долл., в Бразилии — 5,4 долл.). Вместе с тем число тех, кто хотел бы променять социализм на свободный рынок, неуклонно растет (на выборах в октябре 2012 года разрыв между Каприлесем и Чавесом составил 9,5%). Это значит, что Мадуро все же придется учитывать интересы оппозиции, если он рассчитывает сохранить не только власть, но и политическую стабильность.
«Победа с небольшим преимуществом означает, что Мадуро вступит в должность, имея скудный политический капитал. И то, что он сумел с трудом победить всего лишь через несколько недель после смерти Чавеса, поднимает вопросы, сможет ли он управлять страной на протяжении долгого времени, так как память о Чавесе уже начинает меркнуть. Перед Мадуро немало проблем — от нездоровой экономики до крайне высокого уровня преступности и противоречий в его партии (Единая социалистическая партия). Ему будет непросто справиться со всем этим», — сказала РБК daily аналитик Economist Intelligence Unit Кейт Паркер.