Сдал вторую партию
Михаил Прохоров и его соратники по «Гражданской платформе» отправили в отставку Рифата Шайхутдинова, а затем передали ему партию в управление. Действия Кремля не дают возможности поступить иначе, утверждают экс-партийцы.
Помилование оппонента
Заседание руководящих органов «Гражданской платформы» (Федерального политического комитета и консультативного Федерального гражданского комитета) началось с демонстративных препирательств между основателем партии Михаилом Прохоровым и главой политического комитета Рифатом Шайхутдиновым. Прохоров настаивал на том, чтобы члены руководящего органа партии отправили Шайхутдинова в отставку. В итоге сам Шайхутдинов поставил вопрос и голосами шести из восьми руководителей «Гражданской платформы» был снят с должности. Против голосовали только сам Шайхутдинов и его соратник, полковник ФСБ Сергей Милицкий.
В вину Шайхутдинову ставилось участие партии в акции прокремлевского движения «Антимайдан» и участие в кампании против члена гражданского комитета Андрея Макаревича. В конце февраля Шайхутдинов провел в Новосибирске межрегиональную конференцию партии, участники которой приняли резолюцию с осуждением Макаревича, критикующего политику Москвы в отношении Украины, и объявили о поддержке внешнеполитического курса властей.
Следующим вопросом в повестке значилось исключение Шайхутдинова из партии. Но Прохоров неожиданно предложил не изгонять Шайхутдинова. Партийцы, за исключением главы калининградского отделения Соломона Гинзбурга, его поддержали.
Коллективный выход
После этого Прохоров предложил всем желающим высказаться, и выяснилось, что большинство руководителей партии считают ситуацию в «Гражданской платформе» тупиковой. Ирина Прохорова говорила о том, что в партии начались серьезные проблемы после присоединения Крыма к России. «Мы разрушаем то, что мы созидаем», — говорила Елизавета Глинка. Полпред правительства в судебных инстанциях Михаил Барщевский сравнил ситуацию в партии после истории с Макаревичем с «разбитой тарелкой, которая больше не звенит». «Для меня та партия закончилась», — заявил он. «Если мы хотим быть сервильной партией, то я выхожу из ФГК», — поддержал его журналист Станислав Кучер.
Итог разговора подвел Прохоров. Он напомнил, что партия создавалась после президентских выборов 2012 года, когда «Владимир Путин не боялся конкуренции». «Сейчас происходит деградация политической системы. Выборы идут по заранее определенному сценарию», — сообщил он. Он добавил, что партия «не прошла тест», предав Макаревича. После этого он назвал «Гражданскую платформу» «бессмысленным проектом» и предложил всем своим соратникам выйти из руководящих органов и партии вообще. Все члены политического и гражданского комитетов, кроме Шайхутдинова и Милицкого, с ним согласились. В итоге в руководстве партии остались лишь они.
Соратники Прохорова попросили его создать «новую площадку, которая будет работать на благо страны». Бывший лидер «Гражданской платформы» с предложением согласился, но о чем именно может идти речь, не пояснил. РБК Прохоров сказал, что принял решение уйти из политики, поскольку «политики в стране нет». «Окончательно решение принял после того, как партия вышла на «Антимайдан» и приняла участие в травле Макаревича», — заявил он.
Нелогичное решение
Несколько бывших членов «Гражданской платформы» на условиях анонимности сказали РБК, что до конца не понимают, зачем потребовалось вначале отправлять Шайхутдинова в отставку, а в итоге отдать ему партию. «У нас было большинство и возможность исключить его. Но есть высшие соображения, идущие не от членов партии. Они не дали возможности сохранить партию, не потеряв лицо», — утверждает один из соратников Прохорова.
Сам Шайхутдинов сказал РБК, что также не понимает мотивов Прохорова. «Он поступил нелогично. Я ожидал, что, сняв меня с поста, он возглавит партию. Но, видимо, у него есть какие‑то другие обязательства», — сообщил он. Позже, на пресс-конференции, Шайхутдинов сообщил, что вновь избран председателем «тем составом, который есть».
Другого варианта, кроме выхода, у сторонников Прохорова не было, утверждает Станислав Кучер. Андрей Макаревич сказал РБК, что удовлетворен тем, что произошло. «Я рад, что члены «Гражданской платформы» остались теми же, кем были», — отметил он.
«Кремль хочет видеть либералов в Госдуме. Но им нужны дрессированные либералы», — говорит бывший сопредседатель «Правого дела» и лидер движения «Союз правых сил» Леонид Гозман.
Вряд ли проект «Гражданская платформа» будет совсем закрыт, говорит член Общественной палаты, политолог Леонид Давыдов. Скорее всего, решение о том, понадобится ли он власти на выборах 2016 года, еще не принято, поэтому пока считается целесообразным его заморозить, говорит он.