ВЦИОМ: Большинство россиян не заметили снижения цен в регионах
Лишь каждый десятый (11%) сообщает, что в их регионе происходит снижение цен на некоторые товары и услуги, и только 2% отмечают снижение цен. К такому выводу пришли специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Главными причинами отсутствия снижения цен россияне считают политику государства (8%) и экономический кризис (7%), по 5% россиян полагают, что цены не падают из-за безответственности и бездействия властей, жадности предпринимателей, бюрократии и коррупции, роста курса доллара, а также из-за того, что снижение цен убыточно для производителя.
Далее следуют такие причины, как отсутствие государственного регулирования цен (4%), еще 4% винят региональные власти. По 3% считают, что цены не снижаются из-за инфляции и из-за импорта товаров, 2% полагают, что всему виной влияние монополистов, 1% - снижение цен на нефть и газ. Почти половина респондентов (48%) затруднились ответить.
Темпы инфляции, по оценкам людей, замедляются. Так, в феврале 2009г. по сравнению с июнем 2008г. с 79% до 58% сократилась доля россиян, полагающих, что инфляция очень высокая. Напротив, выросла доля тех, кто полагает, что темпы роста цен умеренные - с 16% до 30%.
Высокий уровень инфляции наиболее склонны отмечать в Центральном и Южном федеральных округах (по 64%). Об умеренном росте цен чаще заявляют жители Сибири (38%), Дальнего Востока (36%), Северо-Запада (35%) и Поволжья (34%). Чем крупнее населенный пункт, тем его жители более склонны оценивать инфляцию как высокую: 71% москвичей и петербуржцев против 51% селян. Напротив, умеренный рост цен чаще отмечают жители средних, малых городов и сел (32-35%).
Быстрее всего, по оценкам опрошенных, растут коммунальные платежи: 67% россиян полагают, что их стоимость значительно выросла (в октябре 2008г. таких было 49%). Что касается продуктов, то по сравнению с октябрем прошлого года снижается доля тех, кто отмечает значительное увеличение их цены: мясо и мясопродукты (с 66% до 53%), овощи и фрукты (с 53% до 43%), молочные продукты (с 56% до 34%), хлебобулочные изделия (с 51% до 27%), бензин (с 45% до 14%).
Как отмечается в материалах ВЦИОМ, среди товаров, цены на которые выросли незначительно, лидируют молочные продукты: 43% россиян полагают, что они незначительно подорожали, причем с октября 2008г. доля таких респондентов выросла с 31%.
Россияне также стали чаще отмечать, что цены выросли, но незначительно, на такие товары, как хлеб (с октября 2008г. доля таких респондентов выросла с 34% до 40%), мясо (с 23% до 30%), овощи и фрукты (с 29% до 38%). Только в отношении бензина и коммунальных платежей наблюдается уменьшение количества россиян, по мнению которых, они лишь незначительно подорожали (с 14% до 11% и с 23% до 19% соответственно).
Опрошены 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.