Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В России вступили в силу новые правила для владельцев ОСАГО Общество, 01:55
Число погибших при обстреле автоколонны в Запорожье выросло до 30 человек Политика, 01:07
Киссинджер счел немудрым курс США на вступление Украины в НАТО Политика, 01:05
Кадыров заявил о «больших преобразованиях», ждущих новые регионы Политика, 01:04
Служивший в ВДВ российский волейболист пока избежал призыва Спорт, 00:46
Пашинян заявил об опасении выхода Армении из ОДКБ у части членов блока Политика, 00:40
В Иране задержали девятерых иностранцев за участие в протестах Политика, 00:28
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Штрафы по ДНК: правила экологичного выгула собак Партнерский проект, 00:26
В Белом доме заявили, что заявку Украины в НАТО лучше рассмотреть потом Политика, 00:17
Новые права и ОСАГО без бумаг: что изменится для водителей с 1 октября Авто, 00:15
«Гибли» не погибли: неожиданные секреты бизнес-успеха Хаяо Миядзаки Pro, 00:00
Поздняков назвал унизительными условия МОК для допуска россиян на турниры Спорт, 30 сен, 23:58
Зеленский отменил осенний призыв в армию и отложил демобилизацию Политика, 30 сен, 23:49
«Газпром» назвал объем газа в поврежденных нитках «Северных потоков» Бизнес, 30 сен, 23:49
Общество ,  
0 

Минобрнауки напишет правильную историю России за два года

На создание единого учебника по истории России по концепции, разработанной Российским историческим обществом, уйдет от полутора до двух лет. Однако внедрять новые стандарты в жизнь, в том числе и в пресловутый ЕГЭ, начнут намного раньше - с ближайшего учебного года.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Таковы итоги совещания, состоявшегося сегодня в Кремле у президента России Владимира Путина с разработчиками концепции нового учебно-методического пособия.

Зачем переписали историю

Открывая заседание, президент поспешил откреститься от упреков в навязывании однобокого и единственно правильного взгляда на историю страны. Он подчеркнул, что единые подходы к преподаванию истории вовсе не означают казенного и идеологизированного единомыслия.

"Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности. О том, что самые драматичные, неоднозначные события - это неотъемлемая часть нашего прошлого", - отметил он, указав, что ко всем поворотам истории надо относиться с уважением.

Создание единого учебника истории было анонсировано год назад в рамках укрепления "духовных скреп", и без патриотической нотки обойтись не могло. Стержневой линией новой концепции должна стать "объективность и непредвзятость", а также любовь к Родине. Основной же задачей школьного курса В.Путин считает предоставление ученикам фундаментальных знаний о ключевых фактах истории страны, о делах выдающихся соотечественников.

"С этим у нас подчас возникают большие проблемы, и мы с вами вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования российского государства. Для чего это мы делаем - мне непонятно", - упрекнул президент то ли собравшихся, то ли самого себя.

Впрочем, глава государства тут же призвал вообще не впадать в крайности и не "задирать нос" по каждому поводу и без повода. "Но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет", - заметил В.Путин, особо подчеркнув на слово "должна".

Pro
Фото: Patrick Lux / Getty Images Миф о больших доходах: почему перейти в айтишники — плохая идея
Pro
Фото: Dan Kitwood / Getty Images Почему бокал вина — плохой способ избавиться от стресса
Pro
Фото: Morris MacMatzen / Getty Images Как использовать зарубежный счет и избежать штрафов от налоговой
Pro
Джерри Мойз Как семья водителя создала бизнес с выручкой $5,99 млрд
Pro
Фото: Chris J Ratcliffe / Getty Images К чему приведет накопление компаний-зомби в мировой экономике
Pro
Фото: John Moore / Getty Images Креативная экономика на подъеме. Что нужно знать об этом инвестору
Pro
Фото: Adam Berry / Getty Images Антивеганы: почему люди по всему миру отказываются от растительной пищи
Pro
Увольнение по соглашению сторон: почему этот способ стал опасным

Утром - экзамены, вечером - пособия

На совещании президент поручил приступить к подготовке новых учебных пособий на основе разработанной концепции. Несмотря на то что это потребует времени, формировать экзаменационные материалы по-новому он предложил уже сейчас.

"На базе новой концепции должны быть сформированы все экзаменационные материалы, в том числе вопросы ЕГЭ. Все это нужно сделать до начала нового учебного года. Одновременно, как уже сказал, на базе концепции нужно приступить к формированию новой линейки учебников по истории", - обратился он к главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову. Министр немедленно "взял под козырек" и пообещал отправить 60 тыс. учителей истории и смежных дисциплин на курсы повышения квалификации.

"На создание учебника и всего комплекса учебно-методических материалов уйдет время - минимум полтора-два года. Но в течение этого срока концепция обязательно будет работать и будет применяться в школе. По сути, она уже применяется", - неожиданно отрапортовал о досрочном внедрении нового стандарта глава Минобрнауки. Он заявил, что к началу следующего года по новой концепции будет разработана школьная программа по истории России, которая станет использоваться для преподавания.

Кроме того, Минобрнауки проводит экспертизу всех учебников, входящих в федеральный перечень. "Там сейчас 11 линеек по истории России. Пока не будет нового единого учебника, в школе будут использоваться только те линейки, которые полностью соответствуют новой концепции", - отметил министр.

Что касается ЕГЭ, Д.Ливанов пообещал уже в 2014г. выбросить из него вопросы, не отвечающие новой концепции истории, а полностью переформатировать экзамен под новые правила Минобрнауки планирует после выхода нового единого учебника.

Разнобой не в учебниках, а в головах

Следующим взял слово директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и кратко рассказал президенту об основных спорных моментах, которые историческому сообществу пришлось преодолевать на пути создания единой концепции. События февральской и октябрьской революций, а также последовавшую гражданскую войну начала 20-х годов прошлого века решено обозначать Великой русской революцией, а коллективизацию 30-х годов - модернизационной диктатурой.

Немало споров вызвала и проблема формирования России как многонационального государства - присоединение Средней Азии, Кавказа и других. В некоторых странах СНГ предлагают считать этот период колониальным, однако Украина, Армения, Киргизия и Белоруссия эту точку зрения не разделяют.

"Мы обратили особое внимание не только на характер присоединения, но на последствия присоединения для этих народов. Что они получили, войдя в состав России и потом, в состав Советского Союза - и с точки зрения экономики, и с точки зрения роста их политического веса, и даже роста их национального сознания", - отметил А.Чубарьян.

Президент ход мысли академика поддержал. Принято говорить о том, что после Второй мировой войны ряд европейских стран погрузился "в оккупационный мрак сталинского режима", указал В.Путин. И действительно, признал он, давление советской идеологии частично тормозила развитие этих стран.

"Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм? Какие были бы последствия?", - глава государства обвел глазами академиков и министров. Оценка советского правления на глазах теряла однозначность. "Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых. Их просто истребили бы, вот и все", - задал вектор трактовки тех событий В.Путин.

В числе прочего академик посетовал на разнобой трактовки одних и тех же событий в различных учебниках. При этом какофония мнений разных историков усугубляется и на региональном уровне, где местные методички порой противоречат федеральным изданиям.

В.Путин тему подхватил: "Это, конечно, важно, но далеко не самое главное. А главное заключается в том, что в системе сертификации учебной литературы, которая поступает в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, но и для любой страны и для любого народа".

Президента явно задевала эта тема. Он упомянул, что речь идет о трактовках событий Второй мировой войны, но приводить конкретных примеров не стал, призвав избавляться от такого "безобразия" и "идеологического мусора".

"Мы совместно можем выработать максимально объективные подходы и оценки. Мы можем это сделать, и нужно это сделать", - сказал в заключение президент, поблагодарив ученых и чиновников за проделанную работу.

Александр Гаспарян, РБК

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Образование"