Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Общество ,  
0 

Инновации для Амазонки

Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Молодым российским IT-компаниям непросто найти свое место на рынках США и Европы, где конкуренция растет год от года, поэтому они стали все чаще присматриваться к развивающимся рынкам Латинской Америки. Например, правительство Бразилии обещает инвестировать в местные и иностранные стартапы около 80 млн долл. в рамках поддержки девяти бизнес-акселераторов. Однако многие российские разработчики штурмуют бразильский рынок собственными силами.

Вилла с Садом против Хрущевки

Российский сервис Planner 5D, который позволяет пользователям виртуально планировать обстановку квартиры или загородного дома в 3D, Алексей Шереметьев и Сергей Носырев запустили в 2010 году. К лету 2013 года Planner 5D опробовали почти 1,5 млн пользователей, создавших около 4 млн дизайнерских проектов. При этом ежедневно на портал заходили около 50 тыс. человек, а регистрировались 6 тыс. Тогда Шереметьев и Носырев запустили приложение для iOs. С самого начала владельцы домов в Бразилии оказались самыми активными пользователями Planner 5D, обо­гнав по числу пользователей Россию и США. Такой поворот событий оказался для предпринимателей неожиданным. «Мы стали изучать рынок и поняли, что за последние 30 лет Бразилия выросла из проблемной страны в одного из экономических лидеров, — рассказывает Алексей Шереметьев. — Сейчас в стране экономический бум, бум строительства и развития IT. Объем мебельного рынка в 2013 году, по прогнозам, составит более 40 млрд долл. Растет и электронная коммерция, причем чаще всего бразильцы покупают игры, технику, мебель и товары для дома».

На данный момент на Бразилию приходится 10% трафика, большой рост показывает США (15%), а все остальное делят между собой пользователи из стран СНГ и Европы. Основатели проекта уже запустили версию на португальском языке (также есть испанский вариант сервиса). «Если в России наши пользователи проектируют квартиры, то бразильцы строят в основном светлые просторные виллы и уделяют большое внимание ланд­шафтному дизайну, — рассказывает Сергей Носырев. — В интерьере всегда есть столовая, большие комнаты, обычно в доме несколько ванных комнат и спален».

Сейчас на всех площадках Planner 5D больше 2 млн зарегистрированных пользователей. К лету компания собирается увеличить число пользователей по всему миру до 3 млн и расширить долю Бразилии в аудитории сервиса до 15%.

Зарабатывает стартап на том, что приглашает российские мебельные и строительные компании разместить свою продукцию в каталоге сервиса. Плату Planner 5D берет за время нахождения продукта в списке либо за число переходов на товар. Также b2b-клиент может забрендировать целую папку товаров (например, «Окна») и разместить в каталоге определенное количество предметов (например, уникальные дизайнерские стулья).

За рубежом стартап работает с брендами иначе: создает единый электронный каталог производителей и их товаров. Planner 5D берет плату с производителей за размещение товара в каталоге, а с ритейлеров — за доступ к базе продукции. Стартап рассчитывает, что дилеры, работающие с пулом брендов, смогут выбрать нужных производителей и размещать их товары на своем сайте. Пока к Planner 5D подключился один бренд — производитель мягкой и корпусной мебели.

Языковые «джунгли»

Виртуальные «джунгли» от онлайн-сервиса для изучения английского языка LinguaLeo покоряют Бразилию с 2012 года.

По словам основателя сервиса Айнура Абдулнасырова, бразильский рынок очень похож на российский. «Только 5% населения Бразилии знает английский язык, при этом спрос на изучение очень высокий, так как рядом Америка. Кроме того, Бразилия, как и Россия, входит в группу БРИКС, что тоже облегчило выход на этот рынок», — пояснил он.

Масштабировался стартап на деньги инвестора: привлек 3 млн долл. от венчурного фонда Runa Capital. За два месяца сайт перевели на португальский язык и договорились с местным PR-агентством о продвижении. Однако после релиза сервиса шумной реакции в социальных сетях и волны публикаций от журналистов не последовало. «Если в России к нам пошла аудитория после нашего поста на ресурсе Habrahabr.ru, то в Бразилии это не сработало — все медийные площадки оказались поделены между крупными игроками, — рассказывает Айнур Абдулнасыров. — Оказалось к тому же, что покупка трафика и рекламы в Бразилии обходится дороже из-за слабой развитости интернет-рынка и необоснованно завышенных цен рекламными агентствами».

Г-ну Абдулнасырову и его команде пришлось на неделю съездить в Сан-Паулу на крупное IT-мероприятие, чтобы подогреть интерес к сервису. За пять месяцев на LinguaLeo зарегистрировалось около 170 тыс. пользователей. Выяснились и региональные особенности: например, бразильцы предпочитают ежемесячно оплачивать занятия, а не оформлять годовую подписку, как российские студенты.

Сегодня у LinguaLeo в Бразилии — 450 тыс. зарегистрированных пользователей. «Люди в Бразилии довольно общительные, многих на сайт приводят социальные сети (особенно Facebook), но в целом ауди­тория здесь больше ориентирована на традиционные продукты, — говорит Айнур Абдулнасыров. У нас, например, можно смотреть фильмы и новости на английском языке с субтитрами на португальском, можно читать статьи и анекдоты на английском с всплывающим переводов слов и т.д., есть интерактивные курсы — но бразильцы любят «обычные» обучающие курсы, подборки заданий».

Реклама для импульсивных

«Изначально мы не планировали выходить именно на бразильский рынок. Просто появился интересный партнер, который решил развивать нашу технологию визуального шопинга в Бразилии. Мы, конечно, не против», — рассказывает Дмитрий Шмаков, который осенью 2013 года запустил мобильную платформу для онлайн-шопинга Goodwin.

Сервис позволяет делать моментальные покупки через мобильное приложение. Он получил 450 тыс. долл. от бизнес-ангела Игоря Рябенького, средний чек покупки через Goodwin — 3—5 тыс. руб. Чтобы купить что-то через Goodwin, нужно сфотографировать изображение товара в журнале или на рекламном щите. Покупку можно оплатить банковской картой через приложение.

Сегодня платформа собрала более 200 тыс. товаров от интернет-магазинов и запустила пилотный проект с компанией JustinCase. Производитель аксессуаров для путешественников разместил свой каталог товаров с маркировкой QR-кодами в журнале «Аэроэкспресс».

В ближайших планах стартапа Goodwin — интегрировать с приложением виртуальные витрины и билборды на вокзалах, в аэропортах и торговых центрах. Сейчас Googwin планирует протестировать сервис в Московском метрополитене и на остановках столичного наземного транспорта. Зарабатывает проект, удерживая комиссию в 5—15% от суммы чека магазина-партнера.

В конце октября компания вышла на бразильский рынок и стала резидентом крупнейшего технопарка Porto Digital. «Мы получили предложение от партнера на форуме Futurecom-2013, в работе которого принимали участие», — рассказывает г-н Шмаков. Стартап договорился с местным маркетинговым агентством, работающим с Wallmart и бразильским аналогом Amazon.com — Submarino. Сейчас Goodwin тестирует португальскую версию приложения и собирает базу изображений бразильских товаров. Пока Goodwin работает с четырьмя косметическими брендами, для которых создал веб-версии приложения. Открыть доступ к сервису для бразильских компаний планируется в течение года.

Также стартап хочет договориться с новыми локальными игроками на рынке рекламы, которые смогут продвигать визуальный шопинг. Уже сейчас Goodwin интегрировал веб-сервис с бразильскими платежными системами, но тарифы остались такими же, как в России.

В стратегии масштабирования компания делает ставку на работу с сетевыми рекламными агентствами и международными брендами. «Нам достаточно подключить по одному крупному магазину в каждой нише, чтобы закрыть все категории товаров, в Бразилии мы не гонимся за числом торговцев», — поясняет Дмитрий Шмаков.

 

Елена Поспелова,
ABBYY ЗА (Азия, Африка и Южная Америка), генеральный директор
В Бразилии IT-технологии больше всего представлены в банковском и образовательном секторах. В зависимости от отрасли доля этой страны составляет от 40 до 50% всего IT-рынка Южной Америки.

Работая в Бразилии, важно помнить о ментальной специфике бразильцев. Наш собственный опыт работы на этом рынке говорит о том, что помимо самой локализации, возможно, придется дорабатывать программные продукты в соответствии с реалиями местного рынка. Мы, например, столкнулись с этим, внедряя решения и технологии распознавания текстов в банковской отрасли. Бразильские партнеры составили список требований, мы хотели его сократить, тем не менее несколько новых функций и операционных систем пришлось поддержать.

Илья Сачков,
Group-IB, генеральный директор
Стартапам, которые выходят на рынок Бразилии, нужно особенно позаботиться о защите интеллектуальной собственности. На этом рынке с российскими решениями конкурируют как американские, так и местные IT-компании, так что занять прочную позицию можно только с сильным технологическим продуктом, который сложно быстро скопировать. Сейчас российские стартапы размещаются в местных магазинах приложений или запускают версию сайта на бразильском португальском и ждут притока аудитории. Этого явно недостаточно. Бразильцы, более лояльные к местным производителям, скорее всего, не станут активными пользователями сервиса, им нужен действительно уникальный продукт.

Андрей Куликов,
FastLaneVentures, инвестиционный менеджер
Рынки Латинской Америки сейчас очень перспективны, в регионе проживают около 600 млн человек, рост ведущих стран опережает общемировой. Как и на любом развивающемся рынке, есть барьеры для ведения бизнеса в виде коррупции, неразвитой инфраструктуры, локальной специфики. Конкуренция в регионе уже очень высока: там присутствуют зарубежные игроки, но есть и свои локальные чемпионы (Mercado Libre, Netshoes, Apontador, HotelUrbano). Ведущие фонды из Северной Америки активно инвестируют в страны Латинской Америки, некоторые фонды имеют там локальные офисы.

Учитывая специфику российского рынка, далеко не каждую из российских бизнес-моделей можно удачно перенести на другой рынок. На мой взгляд, в России нет компаний в области электронной коммерции, которые могут иметь конкурентное преимущество на других рынках, а команды с сильной технологической и продуктовой составляющей могут быть успешны.

 

Видеокадры с задержанием человека, стрелявшего в премьер-министра Словакии

Полное видео со встречи Путина с командующими войсками военных округов

Минобороны сообщило о взятии Работино

Raiffeisen получил предупреждение от Минфина США из-за сделок с Россией

Зеленский отложил все международные поездки из-за сложной ситуации на фронте

Президент Чехии призвал остановить боевые действия на Украине и начать переговоры

Мишустин провел первое заседание правительства в обновленном составе. Видео

Севастопольцев предупредили о рассыпанных по городу суббоеприпасах ATACMS

«Пиратские» фильмы вернулись в прокат российских кинотеатров

Льготная ипотека на вторичное жилье: кто сможет ею воспользоваться

«Сургутнефтегаз» предложил одну из самых высоких дивдоходностей. Сколько заплатит компания

На Сахалине нашли капсулу времени. Фото

Генерал Лапин получил новое назначение

Инвесторам придется проходить еще одно тестирование. Предложение ЦБ

Баффет вложил $6,7 млрд в загадочную компанию. Что это за бизнес?

Авторы

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 мая
EUR ЦБ: 98,83 (+0,16)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Курс доллара на 16 мая
USD ЦБ: 91,26 (-0,1)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
В Росавиации назвали причину закрытия аэропорта в Ставрополе Общество, 15:37
«Допелись»: как бизнесу использовать каверы и избежать миллионных штрафов Pro, 15:29
Зеленский заявил об угрозе потерять Харьков Политика, 15:29
После рейда на складе Ozon из России вышлют 115 мигрантов Общество, 15:25
Bloomberg узнал об отключении кондиционеров в ООН ради экономии бюджета Общество, 15:24
Глава МВД Словакии рассказал о мотивах стрелявшего в премьера Фицо Политика, 15:21
Тульское оборонное предприятие опровергло публикации об атаке дронов Политика, 15:19
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Дюмин во время прощания с Тулой не смог договорить из-за эмоций Политика, 15:11
Росреестр разъяснил, как построить дом без нарушения закона о земле Недвижимость, 15:10
Осужденному по делу об убийстве Круга отказали в участии в спецоперации Политика, 15:09
Какие материалы с лицензией Creative Commons нельзя брать бесплатно Pro, 15:09
Сборная Германии объявила состав на домашний Евро-2024 Спорт, 15:08
Погромы в Новой Каледонии, из-за которых Франция введет войска. Видео Политика, 15:06
«Дом.РФ» отметил рост цен на новостройки в России на уровне инфляции Недвижимость, 15:04