Российский авторынок в 2012 году установил рекорд продаж, обогнав показатели докризисного 2008 года. По подсчетам АЕБ, в прошлом году в стране было продано 2,935 млн автомобилей, что на 11% превышает показатель 2011 года и на 1% больше, чем в 2008 году. В нынешнем году столь же впечатляющего роста ждать не стоит: по прогнозам участников рынка, продажи автомобилей, скорее всего, останутся на уровне 2012 года.
Как подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2012 году в России было продано 2,935 млн автомобилей, что на 11% выше, чем в 2011 году. «Данный результат устанавливает новый рекорд для российского рынка, превосходя пик 2008 года в 2,918 млн автомобилей», — говорит председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер.
АвтоВАЗ, хоть и остался на первом месте по объему проданных машин (537,6 тыс. штук), оказался единственным в первой десятке, кто показал снижение (на 7%). Следующие за ним бренды Chevrolet, Renault и Kia показали рост на 18, 23 и 23% соответственно. При этом в общей сложности девять брендов преодолели в прошлом году планку в 100 тыс. проданных автомобилей.
«Ложкой дегтя» стало замедление темпов роста продаж: в декабре на российском рынке было реализовано 253,1 тыс. машин, что всего лишь на 1% превышает показатель годичной давности. И если тот же АвтоВАЗ сумел сохранить показатели на уровне декабря 2011 года (чуть более 43 тыс. автомобилей), то продажи Chevrolet снизились на 4%, до 15,82 тыс. автомобилей. Корейский Hyundai и японский Nissan в последнем месяце прошлого года показали снижение на 22 и 29% соответственно. «Начало года ознаменовалось покупательским бумом, отсюда такой резкий скачок продаж. Он был вызван тем, что дефицитные в конце 2011 года модели стали вновь доступны широкому кругу покупателей. Примерно с апреля ситуация выровнялась и темпы роста начали снижаться. Ближе к концу года рост и вовсе прекратился, из-за чего на дилерских складах скопилось большое количество автомобилей. Особо остро это коснулась массового сегмента», — отмечает директор дилерского центра Hyundai компании «Авилон» Михаил Жмаков.
По итогам года самой продаваемой иномаркой остался Hyundai Solaris с показателем 110,7 тыс. машин. Впрочем, в декабре было продано лишь 7,2 тыс. автомобилей этой модели, что позволило Ford Focus вернуть себе первенство с результатом 9,8 тыс. машин. Еще один бестселлер прошлых лет Renault Logan серьезно сдал позиции — его продажи в 2012 году упали на 28%, до 58,7 тыс. машин, а в декабре и вовсе снизились на 43%, до 3,8 тыс. штук. Причем в линейке Renault по итогам декабря Logan занял лишь третью строчку — его продажи оказались ниже, чем показатели продаж Duster и Sandero.
Как отметил г-н Шрайбер, 2013 год в целом будет непростым для автомобильного рынка. «Опрос членов АМС выявил, что оценки лежат в диапазоне плюс-минус 5% вокруг медианы в 2,95 млн продаж автомобилей в 2013 году. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году», — отмечает г-н Шрайбер. По мнению главного управляющего директора розничного подразделения «Рольф» Татьяны Луковецкой, в текущем году российский авторынок может стать крупнейшим рынком Европы, обогнав Германию. «Объем продаж, по нашему пессимистическому сценарию, составит 3,01 млн автомобилей, или рост на 1,5% по сравнению с 2012 годом (по оптимистическому сценарию рост составит 7,4%, до 3,19 млн автомобилей)», — считает г-жа Луковецкая. «В 2013 году мы ожидаем стабилизации рынка, то есть в целом его показатели могут остаться на уровне 2012 года», — отметили в компании Sollers.