Секретная закупка
Правительство поддержало идею единороссов засекретить закупки, информация о которых помешает оперативному розыску. Не против и Кремль. Счетная палата с привилегиями силовикам не согласилась.
Правительство направило в Думу положительный отзыв на законопроект, разрешающий силовым ведомствам не публиковать сведения о госзакупках, которые проводятся для осуществления оперативно-разыскной деятельности. Отзыв размещен в думской базе законопроектов.
Поправки в закон «О контрактной системе» (44‑ФЗ) были внесены в июне группой единороссов во главе с депутатами Владимиром Афонским и Игорем Игошиным. Они предлагают не проводить на конкурсных аукционах часть закупок для ведомств, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (ОРД). Таких ведомств семь: это Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. По факту поправки касаются только МВД, подчеркнул в беседе с РБК Афонский. «Для ФСБ и СВР такая норма [госзакупки без торгов] существует», — напомнил он.
Слишком много любопытных
Инициатива нужна для того, чтобы дать возможность тем подразделениям полиции, которые занимаются ОРД, проводить закупки, минуя 44‑ФЗ, объяснил Афонский. «Оперативно-разыскная деятельность зачастую связана с высокой степенью неопределенности, быстрым изменением ситуации, на которую нужно реагировать. А большинство процедур закупок требует достаточно длительного времени», — пояснил РБК Игошин.
44‑ФЗ не позволяет «соблюсти конфиденциальности при проведении закупок товаров», а публикация госзакупок раскрывает принадлежность нанятых и создаваемых организаций к органам правопорядка, объясняют авторы законопроекта в пояснительной записке.
Провести эти закупки как гостайну ведомства тоже не могут, объясняют авторы: придется запускать слишком длинные процедуры согласования, а у участников размещения заказа нет лицензии на работу с тайными сведениями.
Кроме того, закон мешает руководителям органов определять порядок расходования средств на ОРД, сказано в пояснительной записке.
Для того чтобы избавить силовиков от указанных проблем, депутаты предлагают не публиковать заказ услуг и товаров, необходимых на проведение ОРД, в открытом доступе. Кроме того, эти услуги предложено включить в число тех, которые могут заказываться у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур. Заказываемые товары также не должны проходить обязательную независимую экспертизу: закупки уникальны, и ни у кого нет достаточной специализации для их оценки, считают депутаты.
Сейчас указанные силовые органы для проведения оперативно-разыскных мероприятий могут заключать контракты с лицами на оказание содействия следствию, арендовать помещения, транспорт, а также создавать предприятия и организации.
Перечень товаров и услуг, которые попадут под действие этого закона, должны будут утвердить руководители ведомств, следует из законопроекта. Афонский в качестве примера закупок, публикацию о которых следует ограничить, назвал аренду жилья оперативниками и исследование изъятых образцов оружия.
«При желании под ОРД можно подтянуть очень многие закупки различного оборудования. Это приведет к закупкам у единственного поставщика, при которых очень легко завышать цены», — считает заместитель директора российского отделения Transparency International Андрей Жвирблис.
Всем понравилось
Идею депутатов поддержали в правительстве и Кремле. Правительство направило положительный отзыв на законопроект в начале октября, предложив его дополнить. Из реестра госзакупок также надо исключить информацию об исполнении контракта, предложили дополнение правительственные юристы.
Государственно-правовое управление президента поддержало законопроект, рассказал РБК источник, близкий к правительственной комиссии по законопроектной деятельности, и подтвердил источник в «Единой России». Профильный комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрит законопроект в понедельник, сообщил РБК собеседник в комитете. Как правило, при положительном отзыве правительства и Кремля законопроект принимается.
Слишком непрозрачные расходы
Против законопроекта высказалась Счетная палата. Объективных критериев товаров, которые можно определить как «приобретаемые в целях обеспечения ОРД», не существует, сказано в письменном заключении ведомства за подписью ее руководителя Татьяны Голиковой. Такой перечень могли бы разработать заинтересованные ведомства вместе с Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой, предложили в СП.
В целом предложенная система может повлечь за собой злоупотребления и неэффективное расходование бюджетных средств, сказано в документе. О невозможности контроля за расходованием бюджетных средств говорилось и в отзыве правительства. Говорить об открытости в случае с оперативно-разыскной деятельностью нельзя, уверен Игошин.
Среди публикуемых в соответствии с 44‑ФЗ закупок силовиков редко встречаются хоть как‑то связанные с ОРД контракты, утверждает главный редактора сайта о спецслужбах Agentura.ru Андрей Солдатов. По его словам, самая большая категория закупок, которые можно отнести к таковым, — контракты на поставку оборудования для Системы технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), которая обеспечивает спецслужбам «прослушку» телефонов и слежку за любыми видами связи. «Все, что пока удалось узнать об этой системе, выяснилось благодаря госзакупкам. Так, в последние годы мы узнали, что собственное оборудование для СОРМ закупает не только ФСБ, но и другие ведомства. Например, свое оборудование для узла связи в Краснокаменске в свое время заказала ФСИН, когда в этом городе сидел Ходорковский», — рассказал Солдатов.