Опера в бухгалтерии
Владимир Путин внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), меняющих порядок возбуждения налоговых дел. Теперь инициатором уголовного расследования могут быть не только налоговая инспекция, но и сами следственные органы. Так было и раньше — до подписания в декабре 2011 года тогдашним президентом Дмитрием Медведевым закона №407-ФЗ, который вносил важную поправку в ст. 140 УПК. С тех пор поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могли служить «только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах». В пояснительной записке к законопроекту нынешнего президента отмечается, что новый порядок стал «одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений».
Наталья Корниенко, заведующая лабораторией развития налоговой системы Института экономической политики
Предшествующая реформа Дмитрия Медведева была направлена на снижение заказных налоговых дел, на снятие коррупционной составляющей. Эти цели не были достигнуты. Возвращение статус-кво, вероятно, повысит раскрываемость налоговых преступлений. Попробовать не мешает, но лучше бы власти защищали права собственности и боролись с коррупцией. Любые поправки в УПК — очень рискованное предприятие, для бизнес-среды любое ужесточение нежелательно. К тому же надо учесть, что ФНС гораздо лучше разбирается в налогах, чем следователи. Чтобы обучить их, нужно время — это очень сложная сфера.
Андрей Панфилов, руководитель отдела налоговой практики юрфирмы Sameta
Методика обнаружения налоговых преступлений, которая была у правоохранительных органов до внесения поправок Дмитрия Медведева, позволяла заводить уголовные дела даже в отсутствие видимого ущерба для бюджета, что нелогично. Нынешнее законодательство, на мой взгляд, сбалансировано.
Сейчас у следователей нет стимула разрабатывать налоговые преступления: эффективность их работы оценивается по количеству доведенных до суда дел, а при погашении предпринимателем налоговой задолженности уголовное дело против него прекращается. Если вернуть следователям карт-бланш, количество приговоров суда по налоговым делам наверняка вырастет, а угрозы заведения дел станут дополнительным элементом давления на бизнес.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК
Этот законопроект противоречит предыдущим инициативам властей — по либерализации правил для бизнеса, по экономической амнистии и т.д. Он означает закручивание гаек и создает для бизнеса, который в России и так сложно вести, дополнительные риски.