Убить Билла
В современном мире инвесторы-активисты пользуются большим уважением, так как именно они считаются главными защитниками прав акционеров. Однако среди борцов с нерадивыми топ-менеджерами есть один, который раздражает практически всех. Это управляющий фондом Pershing Square Capital Билл Экман, который на этой неделе был с позором изгнан из совета директоров розничной сети JC Penney за «подрывную деятельность». Бизнесмены и коллеги с Уолл-стрит уверены, что Экман просто заносчивый сноб и глупый финансист.
Папа пожалел
Экман родился в 1966 году в еврейской семье в Нью-Йорке. В 1984 году, будучи студентом колледжа Horace Greeley, он поспорил с отцом на 2 тыс. долл., что сможет сдать тест на максимальное количество баллов (800). Для юноши это была значительная сумма — это все, что ему удалось скопить за счет подарков на совершеннолетие и денег, которые ему давали за уборку дома. «Я был задиристым парнишкой», — цитирует Экмана Vanity Fair. За день до теста отец сжалился над сыном и отменил пари. «Я бы его проиграл», — признался Экман. Тогда он набрал 780 баллов. Правда, Экман в свойственной ему манере тут же добавил, что некоторые вопросы в тесте были неправильными.
С тех пор прошло 29 лет. Экман окончил Гарвард, получил степень MBA. В 1992 году он с другими выпускниками Гарварда основал компанию Gotham Partners, которая занималась небольшими инвестициями в публичные компании. В 2002 году он покинул корпорацию, развитие которой замедлилось из-за многочисленных судебных разбирательств с акционерами. В 2004 году он основал хедж-фонд Pershing Square Capital, под управлением которого в 2013 году находится более 12 млрд долл., тогда как начинал Экман всего с 54 млн долл. Forbes оценивает его состояние в 1,2 млрд долл.
Комплекс супермена
Однако манеры Экмана за это время мало изменились. Он по-прежнему делает рискованные прогнозы, которые часто не сбываются. Несмотря на это, держится Экман крайне самоуверенно и ошибок за собой не признает, чем сильно раздражает коллег. «Такое ощущение, что у Экмана комплекс супермена. Он из тех, кто спрыгнет с небоскреба в надежде, что суперсила позволит ему парить над городом. Когда же он грохнется на землю, то, уверен, он обвинит в неудаче непредвиденную и, конечно, нечестную по отношению к нему силу притяжения», — считает глава Chapman Capital Роберт Чапман.
При этом сам Экман придерживается очень высокого мнения о себе. «Он смотрит на всех остальных, даже на легенд финансового мира вроде Карла Айкана, как на каких-то недоразвитых существ. Его взгляд излучает презрение и раздражение — реакция, которую возможно было бы ожидать от человека, встретившего бездомного, не мывшегося уже несколько недель. И это, мягко говоря, странная заносчивость, с учетом того что его инвестстратегии далеко не безупречны. Достаточно вспомнить ошибки, допущенные в отношении компаний Target, Borders, JC Penney, Gotham Golf, First Union Real Estate и других», — отметил Чапман.
Велотур с любимчиком Уолл-стрит
«Экман из тех, кто часто неправ, но при этом уверен, что делает все правильно. Финансист очень умен, но при этом даст вам понять, что он именно таков. Многие находят это оскорбительным, — цитирует Vanity Fair основателя хедж-фонда, пожелавшего сохранить анонимность. — К тому же в нем слишком сильно развит дух соперничества. Вы же знаете эту историю, как Экман отправился кататься на велосипеде с Дэном Лёбом?»
Эта история стала уже притчей среди финансистов. Прошлым летом Экман напросился в велотур с финансистами Уолл-стрит, который устраивал управляющий Third Point Дэниэл Лёб. Тот заехал за Экманом, и вдвоем они должны были проехать 20 миль, после чего встретиться с коллегами и все вместе преодолеть еще 6 миль. Несмотря на то что у Экмана не было особого велосипедного опыта, он припустил с максимальной скоростью. И когда два финансиста подъехали к коллегам, Экман, вместо того чтобы согласно этикету замедлить скорость и поприветствовать их, еще больше поднажал на педали. Однако через пару миль альфа-лидер выдохся — его ноги сводило, а организм оказался обезвожен. Компания тогда отправилась веселиться с Лёбом, а Экману пришлось вернуться домой без желанной «желтой майки». «Никогда не видел человека, который бы так агрессивно катил на велосипеде, чтобы только закончить, едва шевеля педалями. Его мозг выписал чек, который тело не смогло обналичить», — сказал один из участников той гонки.
Народ против Экмана
С учетом подобных коммуникативных промахов неудивительно, что многие на Уолл-стрит посчитали делом чести прижать Экмана, когда тот принялся шортить Herbalife на 1 млрд долл. 20 декабря прошлого года управляющий Pershing заявил, что не успокоится, пока не разрушит компанию, которую считает финансовой пирамидой, а вырученные средства он отдаст на благотворительность. К Рождеству акции компании просели на 21%, до 26 долл. Атака позволила фонду Pershing показать по итогам года доходность в 12% (в этом году она пока не превышает 4%). Однако в начале января акции Herbalife отыграли 30%, а помочь поддержать позитивный тренд решили Лёб и Карл Айкан, которые выкупили 8,2 и 13,6% акций соответственно.
При этом для Айкана, который несколько лет назад проиграл по судебному делу и был вынужден заплатить Экману 9 млн долл., нажиться на конкуренте стало делом принципа. «На Уолл-стрит ни для кого не секрет, что мне не нравится Экман. Я не уважаю его. Он плакса и лицемер, который хочет казаться святошей. Экман говорит, что окажет миру большую услугу, ликвидировав Herbalife и отдав деньги на благотворительность. Чушь собачья! Его клиенты наживутся на банкротстве компании». Сейчас акции Herbalife подорожали до 64,6 долл. за штуку. Экман терпит «бумажные» убытки в 350 млн долл. по своим инвестициям. К игре против него подключился еще и Джордж Сорос.
Примечательно, что раздражает Экман не только финансистов, но и бизнесменов. Их возмутила последняя выходка активиста против розничной сети JC Penney. Дело в том, что в 2011 году миллиардер добился отставки ее гендиректора Майкла Ульмана, чтобы поставить у руля вице-президента Apple Рона Джонсона. Последний провалил миссию по оживлению бизнеса (продажи компании рухнули на 25%). И совет директоров в апреле этого года уговорил Ульмана вернуться. Однако Экман, которому принадлежит почти 18% акций компании, настаивал, что старый конь борозду очень даже испортит. А решив, что руководство медленно ищет замену, сделал внутренние дрязги достоянием общественности.
В итоге топ-менеджмент ритейлера поддержал все тот же Сорос, которому Ульман так нравится, что он даже выписал кредит доверия, купив 8% акций JC Penney. И Экману пришлось покинуть совет директоров. «Экман разрушает компании. На его руках кровь за то, что он привел Джонсона», — не скрывал своего гнева Говард Шульц, гендиректор Starbucks, в чей совет директоров входит Ульман.
Дар наживать врагов способен сыграть с Экманом плохую шутку. Огромная позиция по Herbalife и солидная доля в JC Penney делает миллиардера уязвимым. «Билл Экман вел себя столь заносчиво и неуважительно по отношению к другим людям, что сейчас трейдеры объединяются против него. Уолл-стрит разыгрывает свою версию фильма «Убить Билла», — сказал Чапман.