Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Почему в России покупатели не доверяют продавцам

Фото: предоставлено пресс-службой
Фото: предоставлено пресс-службой

Россияне хотят хорошего сервиса, но не готовы воспринимать продавцов как экспертов. Любая покупка превращается в поединок: покупатель пытается уличить консультанта в намерениях «впарить» свой товар.

Я работал в США, в Мексике, в Китае, теперь работаю в России, поэтому на своем опыте могу сравнивать поведение покупателей в этих странах. Российский потребитель — это одновременно американский и китайский потребитель. Взять простейший момент, насколько для нашего покупателя важны цена и «дороговизна» бренда. Российский потребитель считает, что «чем дороже, тем престижнее». Я вижу людей с зарплатой в $1 тыс., у которых смартфон ценой как раз в $1 тыс. То есть речь идет о демонстративном потреблении.

С точки зрения американца, выложить месячную зарплату за смартфон — это странно, а вот с точки зрения китайца — вполне нормально. Однако российский потребитель — китаец только отчасти. У нас очень большую долю в продажах электроники занимает бюджетный сегмент. В смартфонах это 53%, если считать в штуках, и вообще, для 70% покупателей, как говорят исследователи, цена имеет большое значение. Вот это уже вполне по-американски, но и тут есть нюанс.

В США маркетологи все время порываются как-то обозначить аудиторию, которой важен не престиж, а функционал и недавно придумали термин якки (не путайте их с волосатыми быками) - это такие разумные парни, которые берут дешевое, но качественное. В России вряд ли 53% покупателей могут оказаться якки.Мне кажется, в российском человеке здоровый прагматизм из серии «лишь бы работало» все еще вынужден уживаться со старым советским представлением «дешевое не может быть хорошим», которое через трансформацию 90-х преобразилось в термин «статус».

С национальностью разобрались, а что же у нашего покупателя с гендерной принадлежностью?

Говорят, что женщина любит выбирать, а мужчина покидает в корзину все подряд, лишь бы скорее закончилась пытка шопингом. В этом разрезе российский покупатель скорее женщина. Более 60% людей перед покупкой обязательно читают отзывы в интернете, ходят в офлайн-магазины, чтобы потрогать претендента руками и расспросить о нем продавца. Более того, перед покупкой среднестатистический российский покупатель посещает 3 (!) магазина электроники.

Вообще нет клиентов, более падких до новинок, чем россияне. Но часто идет погоня за «новинкой ради новинки». Всеми возможностями наш клиент как раз пользоваться не спешит. Российский потребитель по смартфону звонит, через ноутбук или планшет выходит в сеть, а еще у многих дома стоит стационарный компьютер, на котором играют в игры. Если суммировать, есть небольшая категория покупателей, в основном это технически продвинутая молодежь, которые берут новые гаджеты именно ради изучения новых решений. Такие люди потом пишут разгромные посты в соцсетях. Эти посты читают другие люди и спешат приобрести новинку, но глубоко тестировать ее и менять свою модель использования гаджетов они пока не готовы.

Недостаточно радостный

Россиянин в отличие от потребителей в очень многих странах мира пока еще не избалован сервисом. Помните — «гражданин, вся колбаса на витрине»? Тут еще один парадокс: россиянин хочет хорошего сервиса, однако продавца не готов воспринимать как эксперта, который ему этот сервис может дать. Продавец для клиента очень часто «недостаточно радостный», «недостаточно хорошо рассказывает» и, конечно, «стремится навязать товар». Американцы смотрят на продавцов, как на богов, в крайнем случае как на полезных помощников. У нас покупка — это поединок продавца и покупателя.

К сожалению, столь странный взгляд на людей, которые да, хотят вам продать товар, но так, чтобы не получать потом рекламаций, проецируется с покупателей на работодателей. Продавец в России недооценен, это профессия, которую многие воспринимают либо как очень стартовую («ничего не умею, пойду поработаю продавцом»), либо как удел тех, кто «больше ни на что не способен». И многие компании до сих пор тратят безумные деньги на концепции, визуализации и сотни рекламных поверхностей, хотя когда вы приходите к ним в магазин, там вам просто не могут даже сказать, где стоит нужный товар.

«Связной» на продавцах и их обучении не экономит никогда. Потому что только обученный продавец, в которого вложили деньги, знает: нет плохого покупателя, как нет плохой погоды. Надо просто найти ключик к каждому, кто забежал в магазин переждать дождь и от скуки рассматривает витрину.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежатьPro, 09:47
WSJ узнала о планах команды Трампа упразднить крупных регуляторов банковПолитика, 09:46
Как снабжают электроэнергией крупные научные центрыРБК и Россети, 09:46
Путин помиловал четырех осужденных женщин из Курской областиПолитика, 09:36
Росреестр сообщил о снижении спроса на новостройки Москвы за годНедвижимость, 09:32
Ведущие фигуристы России назвали фаворитов на поездку на ОлимпиадуСпорт, 09:30
Взрыв произошел в ОдессеПолитика, 09:24
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
WSJ сообщила, что Трамп рассматривает нанесение авиаударов по ИрануПолитика, 09:18
Время, дети, авто: три совета от бизнесменов, как организовать отдыхРБК и Wey, 09:10
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынкиPro, 09:07
В ЦБ описали стратегии удержания сотрудников на фоне дефицита кадровЭкономика, 09:00
Минобрнауки выразило соболезнования из-за гибели главы департаментаОбщество, 08:58
РБК подводит итоги 2024: Расскажите нам, как вы провели год08:55
Кучеров стал автором исторического достижения по результативности в НХЛСпорт, 08:49