Полеты с вау-эффектом
Всего год назад бизнесмен Скули Могенсен основал в Исландии авиакомпанию с броским названием Wow Air, и она уже стала серьезным конкурентом Easyjet и Ryanair на рынке бюджетных пассажирских авиаперевозок. Теперь 44-летний исландец намерен перенести бизнес-модель лоукостеров и на дальнемагистральные рейсы. Сделать это будет крайне трудно, хотя и не невозможно.
Авиакомпания, оплаченная Nokia
На пресс-конференции, посвященной первой годовщине Wow Air, ее глава и единственный собственник появился в обычных джинсах и футболке. При этом проблем с деньгами владелец авиакомпании не испытывает, ведь он очень богатый человек. В свое время, получив философское образование, г-н Могенсен ушел в технологический бизнес и создал компанию OZ Communications. В 2008 году он продал ее финскому концерну Nokia. Размер той сделки исландский бизнесмен не озвучил, но дал понять, что сумму от продажи выручил немалую. «Во много раз большую, чем мне тогда было нужно, для того чтобы обеспечить себе роскошную жизнь беззаботного пенсионера», — цитирует Скули Могенсена немецкая газета Frankfurter Rundschau.
Однако роль молодого пенсионера исландцу не по душе. «Я создал Wow Air не для того, чтобы заработать себе на хлеб, а потому, что считаю этот бизнес крайне увлекательным и интересным. Кроме того, я верю, что, несмотря на жесткую конкуренцию, успеха в нем может добиться и новичок, — пояснил г-н Могенсен и добавил: — Если будет делать все правильно». За год работы Wow Air расширила свою маршрутную сеть с шести до 14 европейских городов. «На всех маршрутах, которые мы предлагаем, мы хотим гарантировать самые низкие цены». Например, авиабилет из Рейкьявика в Берлин на рейс Wow Air можно приобрести всего за 80 евро. А это ведь все-таки расстояние 2400 км.
Кстати, важное место в бизнес-концепции исландского бизнесмена наряду с получением доходов от продажи билетов и оказания дополнительных услуг (платят пассажиры за все — от чашки кофе в салоне до чемодана в багажном отделении самолета) занимает сотрудничество с ресторанами, гостиницами и компаниями по прокату автомобилей. Как посредник Wow Air имеет за каждого из них свою долю комиссионных. «Уже в текущем году, втором году нашего существования, мы выйдем в прибыль, а выручка должна составить 100 млн долл.», — уверен Скули Могенсен. Дальнейшие планы развития своей авиакомпании бизнесмен cвязывает с идеальным, как он считает, географическим положением Исландии, а также с сильным ростом рынка авиаперевозок из-за туристического бума в этой стране.
Из Рейкьявика — по всему миру
При этом в отличие от традиционных бюджетных перевозчиков Wow Air не собирается концентрировать свое внимание преимущественно на Европе. Уже с будущего года исландский оператор намерен осуществлять ежедневные полеты из Рейкьявика в Бостон и Нью-Йорк. «После этого остается лишь маленький шаг к дальнемагистральным маршрутам вроде рейсов из Нью-Йорка в Берлин с промежуточной посадкой в Рейкьявике», — рассказал г-н Могенсен, отметив, что, таким образом, аэропорт исландской столицы превращается для его компании в базовую площадку — хаб.
По мнению экспертов, планы «исландского мечтателя» вполне реалистичны. «Рынок переживает сейчас настоящий бум, и тот, кто пойдет в правильном направлении, может добиться очень многого», — отметил аналитик Bankhaus Lampe Себастиан Хайн, указав на то, что «крупные авиакомпании типа Lufthansa страдают сейчас из-за убытков своих подразделений грузоперевозок». Между тем рост сегмента пассажирских перевозок остается стабильным и мощным, а ведь именно только на него и нацелены бюджетные операторы. «Завершения этого подъема пока не предвидится», — прогнозирует г-н Хайн.
Сейчас многие небольшие аэропорты Европы располагают запасом мощностей. Чтобы их максимально загрузить, они охотно идут на предоставление бюджетным операторам льготных условий в том, что касается аэропортовых сборов. В этой связи неудивительно, что в последние годы лоукостеры-лидеры Ryanair и Easyjet испытывают со стороны новичков рынка все более сильную конкуренцию, пишет Fankfurter Rundschau. В первую очередь это норвежский оператор Norwegian, который, располагая парком в 72 самолета, занимает третье место в бюджетном сегменте. Кстати, в отличие от Ryanair и Easyjet норвежцы с недавних пор предлагают даже дальнемагистральные перелеты в Азию.
Так что, вполне вероятно, опыт Norwegian по развитию рейсов в отдаленные регионы весьма интересен для Скули Могенсена. Себастиан Хайн относится к дальнемагистральным проектам лоукостеров скептически. «Свое преимущество в виде низких издержек бюджетным операторам легче использовать на ближнемагистральных рейсах благодаря кратковременным стоянкам в аэропортах», — рассуждает эксперт. Тем не менее шансы на успех у бюджетных компаний на дальнемагистральных маршрутах, по его словам, все же есть.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что Wow Air располагает пока лишь минимальным парком самолетов, имея в лизинге всего четыре Airbus 320. Поэтому в планах Скули Могенсена быстрое увеличение количества имеющихся лайнеров.