Шереметьевский пленник хочет остаться
В пятницу беглый экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, известный разоблачениями слежки за пользователями Интернета, провел в Шереметьево встречу с российскими общественными деятелями. Каким образом и где он получит убежище, остается неясным.
Как рассказала РБК daily представитель Human Rights Watch в Москве Татьяна Локшина, ранее делом г-на Сноудена не занималась. Она была уверена, что приглашение встретиться с ним в Шереметьево — это чья-то шутка, и поехала, когда ей позвонили из администрации аэропорта и попросили ее паспортные данные.
Г-жа Локшина не знает, чем может помочь г-ну Сноудену. Ранее Human Rights Watch и так разослала международное обращение в его поддержку. По ее словам, г-н Сноуден выглядит хорошо, но подробности жизни в аэропорту он не рассказывал — возможно, по соображениям безопасности. Она считает, что юридически просьба бывшего цээрушника о «временном убежище» должна выразиться в том, чтобы Россия сделала ему какие-либо документы, дабы он мог добраться до Латинской Америки, — его паспорт аннулирован США. Сейчас выйти из Шереметьево он никуда не может.
Правозащитница считает неправовыми и действия американцев против г-на Сноудена, и высказывания Владимира Путина о том, что ему может быть предоставлено убежище, если он не будет вредить США. Представитель Human Rights Watch отмечает, что политическое убежище предоставляют тем, кого несправедливо преследуют. Его или предоставляют, или нет, и «если» здесь быть не может.
Во встрече также приняли участие омбудсмен Владимир Лукин, член Общественной палаты Ольга Костина, депутат Вячеслав Никонов, адвокаты Анатолий Кучерена и Генри Резник, представитель Amnesty International Сергей Никитин. На момент подписания номера не было известно, обратился ли г-н Сноуден с каким-либо официальным запросом к российским властям.
Заявление в его поддержку сделали спикеры обеих палат парламента, Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко. Ситуация с экс-цээрушником стала одной из тем пятничного телефонного разговора Владимира Путина с Бараком Обамой, его подробности не разглашаются.