Да сбудет свет
Главный поставщик электроэнергии для Москвы и Московской области занимает все новые бизнес-ниши. В прошлом году управляющий директор по коммерческим услугам Геннадий Стрельцов запустил в Подмосковье полноценный розничный магазин и интернет-площадку под брендом «МЭС-свет», а к 2015 году надеется организовать целую сеть. В следующем году продажи электротехники принесут компании порядка 200 млн руб., надеется он.
Идея создать сеть «МЭС-свет» у сбытовой компании возникла после открытия мини-магазина на базе офиса «Мосэнергосбыт — центр продаж» на юге Москвы в 2010 году. «Мы закупали огромное количество продукции для собственных нужд, поставщики давали хорошие скидки. На этом можно было заработать, и мы решили развивать настоящую розничную торговлю», — рассказывает заместитель управляющего директора по коммерческим услугам Геннадий Стрельцов.
Компания постоянно развивает дополнительные направления деятельности: устанавливает приборы учета, энергосберегающие окна, кондиционеры, добавляет он. При этом, например, существует естественное ограничение для роста услуг, связанных с установкой учета: срок службы счетчика — 15 лет, и когда «Мосэнергосбыт» обеспечит ими всех клиентов, доходы от этого направления снизятся. «Мы вынуждены были смотреть и на другие области развития», — объясняет г-н Стрельцов.
Первый полноценный магазин под брендом «МЭС-свет» компания открыла в 2012 году в Видном. В прошлом году его выручка составила до 1—1,5 млн руб. в месяц. Второй небольшой магазин открылся в Можайске в январе 2013 года, в планах — Мытищи и Павловский Посад.
«Выручка будет расти вместе с узнаваемостью бренда и оптимизацией ассортимента», — рассчитывает Геннадий Стрельцов. Первоначально в компании считали, что основными потребителями станут домохозяйства, но вместо этого в «МЭС-свет» потянулись профессиональные электрики и мастера. «Популярностью пользуются кабель, трансформаторы тока, щиты — то есть оборудование, которое в большей степени предназначено для профессионалов», — констатирует г-н Стрельцов. К 2015 году выручка каждого из магазинов должна вырасти до 3—3,5 млн руб. в месяц, а количество — до десяти площадок, рассказывает он. Объем инвестиций г-н Стрельцов не раскрывает, отмечая, что затраты будут минимальны и пойдут в основном на покупку оборудования.
Сеть магазинов «Мосэнергосбыт» планирует развернуть в основном в Подмосковье. В Москве слишком большая конкуренция, а в некоторых городах за МКАД электротовары либо слишком дороги, либо их совсем нет, так что зайти на рынок проще. «Например, в Видном нашими конкурентами могли бы стать ОБИ и «Ашан». Но, с одной стороны, они находятся довольно далеко от офисов, с другой — это все-таки магазины для людей, а мы сейчас все больше ориентируемся на профессионального потребителя», — говорит Геннадий Стрельцов.
Купить оборудование в «МЭС-свете» можно и через одноименный сайт. Причем интернет-площадка приносит основную долю прибыли: через Интернет покупатели заказывают мелкооптовые партии товара. СНТ или управляющая компания покупает сразу 100 счетчиков, небольшой завод — 200 лампочек и т.д. В прошлом году выручка от торговли на розничных площадках и продажи мелкооптовых партий товаров через интернет-магазин составила около 100 млн руб. В этом году Геннадий Стрельцов рассчитывает увеличить оборот до 200 млн руб. (выручка «Мосэнергосбыта» за 2012 год по РСБУ составила 213,5 млрд руб.).
«Сейчас все больше сбытовых компаний начинают активно развивать дополнительные направления бизнеса. В Европе сбытовым компаниям вообще трудно выжить без других источников дохода. Поэтому французский холдинг EDF активно занимается не только производством и продажей энергии, но и инжиниринговым бизнесом, коллеги из Польши продают бытовую технику вместе с контрактами на электроэнергию», — перечисляет Геннадий Стрельцов. О том, насколько быстро будет развиваться дополнительный бизнес «Мосэнергосбыта» и превысит ли количество магазинов десять площадок, станет ясно к концу года, когда компания подведет итоги работы.
Онлайн-магазин «Мосэнергосбыта» будет особенно интересен оптовикам, считает ведущий аналитик интернет-магазина Yonamart Михаил Мыкало. Правда, для удвоения выручки, на которую надеется компания, площадку необходимо продвигать, добавляет он. Впрочем, даже платежки за свет могут помочь в рекламе интернет-магазина. При помощи онлайн-магазина «Мосэнергосбыт» хочет воздействовать на потребителей поколения e-commerce, например, в популяризации счетчиков электричества, считает г-н Мыкало. Обширный дополнительный ассортимент расширяет семантическое ядро площадки для продвижения в Интернете. «Возможно, зимой они будут торговать не надувными бассейнами, а лыжами», — предполагает эксперт.