18 невъездных
В конце прошлой недели состоялся обмен между США и Россией списками запрещенных ко въезду граждан. Так называемый «список Магнитского» оказался короче, чем можно было предположить. Вопреки ожиданиям в нем не оказалось чиновников высшего ранга, однако этот шаг можно считать лишь началом торга со стороны США, которые пока играют в «доброго и злого полицейского».
Минфин США в пятницу опубликовал «список Магнитского» из 18 фамилий. Закон, названный так в память о скончавшемся в московском СИЗО аудиторе фонда Hermitage Capital Сергее Магнитском, был принят конгрессом США в конце 2012 года. Он предусматривает визовые и экономические санкции в отношении россиян, причастных, по мнению американских парламентариев, к нарушениям прав человека. Большинство из них — люди, которых Штаты считают причастными к смерти Магнитского.
Тот факт, что список состоит всего из 18 фамилий, говорит о том, что действия Госдепа пока не совпадают с желанием американских сенаторов. «Хотелось бы верить, что урезанный список — признак дипломатического такта. Следует учесть, что основную роль в составлении списка сыграли Госдеп и президент США, именно они представляли фамилии в соответствующие комитеты. И тут ожидания сенаторов, требовавших более расширенный список, не оправдались», — говорит российский сенатор, заместитель председателя комитета по международным делам Валерий Шнякин.
Почти все фигуранты американского списка уже не работают на должностях, которые они занимали, когда разворачивались события вокруг сотрудника фонда Hermitage Capital. Один из включенных в список людей — следователь Карпов летом 2012 года, достигнув необходимой по закону выслуги лет, вышел на пенсию. Фактически сразу после этого он подал в Высокий суд в Лондоне иск о защите чести и достоинства к фонду Hermitage Capital и его главе Уильяму Браудеру. Сейчас Карпов отрицает все выдвинутые против него обвинения и намерен давать комментарии только после того, как получит решение суда.
Cписок может быть в любой момент как увеличен, так и уменьшен. «Список может иметь долгоиграющий аспект, как поправка Джейсона — Вэника», — указывает Шнякин. По неофициальным данным, кроме открытых 18 имен список содержит необнародованную часть, которая запрещает еще 250 российским гражданам въезд на территорию США. По информации газеты The New York Times, в него вошел, в частности, глава Чечни Рамзан Кадыров.
В свою очередь, российский МИД опубликовал список из 18 граждан США, которым запрещен въезд на территорию России. В ответе Москвы значатся фамилии ряда американских законодателей, которые непосредственно способствовали созданию данного документа. Речь, в частности, идет о Малколме Смите, Бенджамине Кардине и Джеймсе Макговерне, а также бывшем юридическом советнике Министерства юстиции США Джоне Ю.
Некоторые «штрафники» уже обменялись устными оценками. Так, все тот же г-н Ю, по сведениям The New York Times, бросил фразу, что у него пропал отпуск в Сочи, «о котором так мечтала его жена». Рамзан Кадыров сказал, что «с утра не спал, с тех пор как услышал эту информацию», и «сдал билет в США», но отметил, что гордится тем, что он россиянин и «что неугоден Америке». По его словам, Америка — это та страна, которая «во всем мире занимается беспределом».