Сенсационный суд
Конституционный суд потребовал смягчить скандальный закон о митингах, в частности снять с организаторов акций ответственность за действия участников. Для всех заинтересованных сторон такое решение стало неожиданным. Эксперты говорят, что потребуется около года для воплощения в жизнь этого требования. Депутат Илья Пономарев ждет сопротивления со стороны «Единой России».
Рассмотрев жалобы, поданные Эдуардом Лимоновым, к которому закон о митингах был применен, и депутатами от КПРФ и «Справедливой России», Конституционный суд (КС) потребовал скорректировать скандальный закон. В его решении говорится, что минимальный штраф в 10 тыс. руб., предусмотренный в законе, должен быть снижен и уже сейчас суды могут назначать меньшие суммы.
КС также потребовал давать обязательные работы лишь в том случае, когда на митинге был кому-то причинен вред здоровью, убрать увеличение срока давности до одного года по «митинговым» административным правонарушениям, снять с организаторов акций ответственность за действия участников. Госдума в течение полугода пересмотрит закон. Оппозиционеры назвали решение КС недостаточным и намерены продолжить добиваться отмены закона: их не устраивает, что решение сохраняет возможность назначать штрафы в сотни тысяч рублей за уличные акции. Закон принимался в спешке перед летним «Маршем миллионов», сопровождался «итальянской забастовкой» оппозиционных депутатов. Многие юристы критиковали его за введение в административный кодекс наказаний, характерных для уголовных статей.
Эксперт «Агоры» Рамиль Ахметгалиев рассказал РБК daily, что КС часто находит поводы для того, чтобы оставить без рассмотрения жалобы граждан. В этом случае он так поступить не мог, потому что обратилась группа депутатов. Вскоре КС должен рассмотреть жалобу и Алексея Навального — она касается других аспектов закона о митингах. У «Агоры» есть еще несколько обращений от людей, к которым закон применялся, но правозащитники сначала изучат полный текст решения КС и решат, будут ли они направлять их.
Г-н Ахметгалиев говорит, что теперь любой, кто получил штраф более 10 тыс. по закону о митингах, может обратиться в суд ипотребовать пересмотра решения. Приведение судебной практики в соответствие с решением КС может занять около года.
Член Координационного совета оппозиции политолог Андрей Пионтковский в разговоре с РБК daily назвал решение «невиданным по нынешним временам либерализмом». По его мнению, оно стоит в ряду с переводом из СИЗО под домашний арест фигуранта дела «Анатомии протеста-2» Константина Лебедева. Г-н Пионтковский считает, что государство заинтересовано в частичном сворачивании репрессий — сочинская Олимпиада привлекает дополнительное внимание к правам человека в России.
Эксперт Общероссийского народного фронта Дмитрий Орлов отметил, что решение КС для него стало неожиданностью и оно говорит о существовании системы «сдержек и противовесов» в политической системе страны. Глава холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко замечает, что в последние годы КС обычно соглашался с позицией властей и пока сложно сказать, является ли исключением решение по закону о митингах.