Рынок оптики в РФ растет на 20-30% в год
"К очкам относились раньше, как к протезам, – пеняет на низкую культуру потребления первый зам гендиректора московского объединения "Оптика" Андрей Спиридонов. – "Очкарик" было не очень хорошим словом". Поэтому даже в Москве 30% рынка оптики приходится на "дикую торговлю", объясняет эксперт в гостях программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ.
Однако в советские времена число потенциальных очкариков оценивалось в 40% населения СССР, а для предотвращения близорукости и дальнозоркости у детей действовали специальные профилактические программы – отклонения старались выявить на ранней стадии и предотвратить. И пусть слово "очкарик" имело негативную коннотацию, сегодня маркетологи впадают в другую крайность: происходит "фетишизация" оптики.
Неудивительно, что первым делом "цивилизованная торговля" осваивала премиум-сегмент, так что говорить о конкуренции в масс-маркете вообще не приходится. "Шикарные модели пользуются спросом, потому что русские люди любят роскошь, – рассуждает зам гендиректора сети салонов "Экран Оптика" и "Дисконт Оптика" Оксана Гармаш. Правда, по мере выхода очков из моды они дешевеют: модели 2007г. – на 10%, 2006г. – на 10-30%, 2005г. – на 50% и т.д.
"Но как бы мы не говорили, что наши люди готовы покупать оправы за безумные деньги, это все равно не так. Людей, что не смотрят на цены, немного, – возражает А.Спиридонов. – Мы при формировании цен ориентируемся на то, чтобы они были близкими или хотя бы соизмеримыми с европейскими ценами, соответственно думаем о прибыли".
Но в Европе на все бренды цена на 10-30% дешевле, чем в России, хором возмущаются эксперты. Не секрет, что многие россияне покупают актуальные модели за рубежом. Возможно, такое завышение цен в России связано как раз с отсутствием конкуренции в сетевой, "цивилизованной" части рынка. На сегодня даже самые большие оптические сети насчитывают в России не более 100 салонов, для сравнения, на Западе – от 1 до 1,5 тысяч точек. Не удивительно, что побеждает "дикая розница".
Впрочем, А.Спиридонов считает эти успехи временными. По его словам, в Москве рынок оптики кардинально изменится уже в ближайшие 5 лет, а в России – в ближайшие 10. Это произойдет в результате усиления маркетинговой активности сетей: уже сегодня они выходят на рынок рекламы, включая возможности телевизионной рекламы и т.д.
По отдельным товарным группам отмечается рост продаж в 2 раза, констатируют эксперты успехи сетей. "То, что в наших продажах пока составляет 1-2%: прогрессивные линзы, фотохромные линзы и т.д. – в Европе доходит до 20-30% продаж. За счет рекламы, за счет продвижения, улучшения сервиса", перечисляет методы борьбы с "диким рынком" А.Спиридонов.
Но очевидно и то, что цены в первую очередь определяются производителем. 65% реализуемой в РФ оптики производится в странах Азии, подсчитали эксперты компании "Амико". Европейская продукция составляет 20% рынка, российская - только 15. Причем доля российских производителей постоянно сокращается. К примеру, за 2006г. объемы российского производства очковой оптики упали более чем в 2 раза.