Как психология россиян мешает экономическому росту
Бизнес — это не просто зарабатывание денег. Это созидание, строительство. Но, чтобы строить, надо понимать — будущее есть, впереди нас ждет развитие, а не катастрофа.
Разумная экономическая политика — необходимое, но недостаточное условие экономического роста. В рыночной экономике рост обеспечивается добровольной активностью большого числа людей, а значит, их мотивацией, способностями, жизненными планами и многим другим.
Прежде всего, необходима критическая масса тех, кому интересен бизнес, кто сможет и захочет воспользоваться условиями, предоставляемыми ситуацией, в том числе и политикой правительства. Если представить себе страну, населенную флегматичными дебилами, никакая макроэкономическая или промышленная политика результатов там не даст. И если речь идет не только о личном обогащении, но об экономическом росте страны, то активные люди должны использовать свои способности именно в своей стране и в достаточно долгосрочных проектах.
В России предприимчивых людей немало, хотя возросшая эмиграция талантливой молодежи существенно сокращает их число. Более того, об эмиграции думают и многие из тех бизнесменов, кто сегодня работает в России.
Наш бизнес развивается в крайне неблагоприятном психологическом контексте. Для постсоветской России (впрочем, зародилось это много раньше) характерен негативный образ предпринимателя. Интересно, что этот негативизм свойственен не только массовому сознанию, но и значительной части элиты — она тоже приписывает бизнесменам, особенно успешным, отрицательные нравственные качества. Это резко контрастирует с ситуацией, например в США, где положительные общественные ожидания и высокий престиж бизнеса в целом подталкивает бизнесменов к социально ответственному поведению. У нас же такое поведение реализуется скорее вопреки общей атмосфере, а не благодаря ей, и довольно часто вызывает недоумение и подозрение в скрытых эгоцентрических мотивах.
В последние годы к этому добавился тренд на архаику. Не будем рассматривать совсем уж экстремальные идеи, в соответствии с которыми любой прогресс, исследование космоса например, противоречит национальным ценностям. Но и находящиеся в мейнстриме призывы к отказу от материального в пользу духовного фактически объявляют враждебным русской культуре и традициям любой бизнес. Речь ведь идет не о добровольном самоограничении обеспеченного человека, а о духовности как вынужденной компенсации бедности.
Инновации (в широком смысле слова) в неволе не размножаются. Контрпримеры — Сингапур, Южная Корея — не очень убеждают. Кремниевая долина находится все же не там и не в Китае, а в США, причем в самом свободном месте этой страны. К сожалению, у нас в последние годы, очевидно, торжествует курс на снижение уровня разнообразия, причем не только в политике, но и в целом. Люди, живущие в единообразной среде, в массе своей менее склонны к творчеству, а значит, и к творческому бизнесу.
И самое главное — представления о будущем. Бизнес — это не просто зарабатывание денег. Это — созидание, строительство. Именно эта «строительная» мотивация лежит в основе успешных долгосрочных проектов. Но чтобы строить, надо, во-первых, понимать, что будущее есть, что впереди нас ждет развитие, а не катастрофа. Во-вторых, при благоприятном ответе на первый вопрос надо понимать, что это за будущее, какой будет страна через два года, пять, десять лет, как будет вписываться в нее твой проект или какие проекты будут востребованы? Но такого образа будущего в стране нет. Можно, хотя и трудно, строить в плохом климате. Нельзя строить в полной темноте.
Пока в стране не будут сформированы эти и ряд других психологических условий экономического роста, усилия даже самых достойных и профессиональных людей из тех, которые отвечают за развитие нашей экономики, будут пропадать втуне. Но формирование этих условий — задача не финансово-экономическая, а политическая.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.