Огурцыобгоняютинфляцию
Пока россияне отмечали Новый год и Рождество, цены выросли. Как сообщает Росстат, за первые 12 дней года – на 0,8%. Год назад показатель «праздничной инфляции» был 0,3%. Динамичнее всего в начале 2015 года дорожали продукты питания: рост стоимости иногда достигал 15%.
Режь последний огурец
Как следует из данных Росстата, самый значительный рост цен был зафиксирован в категории свежих овощей и фруктов. В среднем они подорожали за праздники на 5,7%, однако по ряду продуктов рост был существенно выше.
Лидером стали свежие огурцы: их цена на прилавке оказалась в 18 раз выше инфляции (14,9%). Заметно подорожали продукты из так называемого борщевого набора – капуста (рост на 11,1%), морковь, лук и помидоры (6,3–7,7%), картофель (5,3%), также выросли цены на сахарный песок (5,9%) и рис (3,4%).
Почти все овощи и фрукты зимой Россия импортирует, поясняет гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина: в среднем зимой-весной объем импорта составляет 70–75%, и всегда есть сезонный рост цен: в предыдущие периоды с декабря по май он составлял 30–35%, а сейчас видим уже 20–25% только за месяц. Причина роста цены, например, на картофель также кроется в том, что его ввоз из ЕС ограничен (из-за требований Россельхознадзора и продуктового эмбарго), а свой картофель негде хранить, говорит руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина.
Три причины для роста
Дорожают, конечно, не только овощи, а весь импорт. Например, рост стоимости креветок с середины декабря составил порядка 40%, рассказал РБК председатель совета директоров компании «Агама» Юрий Алашеев (поставщик креветок и замороженной рыбы): «С Нового года цены для сетей мы еще не повышали. Будем ли до конца января – это зависит от того, насколько упадет или вырастет курс рубля».
В пресс-службе «Русского моря» (поставщик рыбы и рыбной продукции) также отметили, что цены по импортным позициям привязаны к курсовым разницам, но после Нового года они еще не направляли уведомлений в торговые сети о новом повышении.
Дорожают и отечественные товары, сделанные из продуктов, цены на которые привязаны к мировым. Например, цены на зерно с сентября выросли на 40–70% (в зависимости от класса), следом дорожает мука, за ней – хлеб. Как рассказал РБК гендиректор «Серпуховхлеба» Владимир Фокин, в конце декабря его компания разослала сетям уведомление о подорожании на 7–15%. Пока драматичного подорожания хлеба не произошло, свидетельствуют данные Росстата: цены выросли с начала года на 1,6–1,7%. «Мы работаем себе в убыток. Но даже если гипотетически сети согласятся принять любую нашу цену, мы не сможем ее сильно увеличить, потому что люди просто не смогут покупать нашу продукцию», – объясняет Фокин. Он надеется, что ограничение экспорта зерна приведет к тому, что мука снизится в цене.
Наконец, на розничную цену отечественных товаров влияет стоимость кредита. «Банки начали заявлять о том, что ставки по кредитам могут вырасти чуть ли не двукратно. И есть информация о том, что некоторым производителям ставки уже были повышены до 28–30%. Ситуация заставит всех, и нас в том числе, адекватно реагировать на изменение условий инвестирования», – объясняет генеральный директор агрохолдинга «Евродон» (производит индейку и утку) Вадим Ванеев. В прошлом году, по его словам, цены для магазинов корректировались только на запланированную инфляцию, то есть на 8%.
Когда следующее повышение
Повышение цен, случившееся на магазинных полках в январе, было заложено еще в декабре, говорят опрошенные РБК поставщики и ретейлеры. По их словам, в среднем цены на основные продукты выросли на 10–15%, а пересмотр ценников начался в конце прошлого года. Именно тогда из-за резкого роста курса доллара поставщики и ретейлеры договорились, что рассматривать заявки о повышении цен сети будут не 45, а 14 дней.
Представитель X5 Retail Group Владимир Русанов обещает, что до конца января резкого роста цен на продукты не будет: на полке будут дорожать лишь некоторые импортные товары – чай, кофе, алкоголь и фрукты, о чем была достигнута договоренность с поставщиками еще в ноябре–декабре. Представитель «Дикси» Екатерина Куманина говорит, что большинство писем поставщиков о повышении цен было с «отложенным действием» – рост произойдет после января.
«Меморандум о сокращении срока согласования повышения цен с сетями был подписан, но как он будет работать на практике, это только предстоит оценить. В любом случае переговоры с торговыми сетями продолжаются», – рассуждает коммерческий директор компании «Увелка» Андрей Агарков (поставщик крупы в варочных пакетах и мягкой упаковке, каш быстрого приготовления и хлопьев). По его словам, компания предупредила сети о повышении цен в конце декабря, но пока по новому прайс-листу поставок не было. По мнению Агаркова, новые цены на полках установятся к февралю.
Заместитель гендиректора компании «Мясновъ» (проект гендиректора группы «Черкизово» Сергея Михайлова, поставщики – ММПЗ «Черкизово», «Дэмка» и собственное производство) Светлана Караева рассказала РБК, что в декабре рост цен на продукцию составил от 3 до 12%. С 1 января цены не повышались, сейчас часть сырья (свинина и птица) перестала дорожать, и если такая ситуация сохранится, до конца января цена на прилавке также расти не будет.