В конце прошлого года возобновилась дискуссия о реформировании налоговой системы России. В правительстве вновь заговорили о возможности замены налога на добавленную стоимость на налог с продаж, не снят с повестки дня вопрос изменения налогообложения экспортируемого газа. Звучала тема изменения налоговой системы и в послании президента Владимира Путина Федеральному собранию.
Налоговые реформы актуальны не только для нашей страны, это один из глобальных трендов. Финансовый кризис уже привел к повышению налогов во многих странах Евросоюза, породив явления, прежде небывалые. Кто бы мог представить еще пару лет назад, что великий, без всяких преувеличений, актер Жерар Депардье откажется от французского гражданства и получит российский паспорт с целью уклонения от уплаты высокого подоходного налога.
Можно по-разному трактовать как мотивы этого поступка Депардье, так и его последующие комментарии. Но напрашивается вопрос: а будет ли Депардье показывать все свои доходы российским налоговикам? Согласно разъяснению ФНС, в российскую казну французский актер будет платить только налоги с доходов, полученных на территории нашей страны. Очевидно, что это будут совершенно незначительные суммы, так как основные доходы актер получает все-таки в других странах. Потока богатых европейцев, которые вслед за Депардье ринутся получать российское гражданство, ожидать не стоит: реакция европейских политиков и СМИ на демарш Депардье показывает, что подобные действия влекут за собой существенный репутационный ущерб.
И в этом контексте совершенно неясно, что же приобрела Россия? На настоящий момент — лишь ухудшение отношений с руководством Франции. В текущей внешнеполитической ситуации, на фоне охлаждения отношений с Германией и прямых конфликтов с общеевропейскими структурами, это может дорого обойтись нашей стране. Не за горами дискуссии по изменению европейского законодательства в области энергетики, которые могут существенно сказаться на России, и финансовые потери могут быть на порядки больше, чем налоговые выплаты Жерара Депардье.
Но с полной уверенностью можно сказать, что действия Депардье подтверждают тезис об архаичности плоской шкалы подоходного налога. Наша страна — единственная из стран BRICS, где богатые платят подоходный налог по такой же ставке, как и находящиеся за чертой бедности. Укрываться от прогрессивной налоговой шкалы богатым европейцам особенно негде: развитых стран с низким подоходным налогом для лиц со сверхдоходами осталось не так уж много. Совершенно очевидно, что и вопрос введения прогрессивной налоговой шкалы окончательно назрел и должен быть рассмотрен в правительстве и Государственной думе. Есть надежда, что «казус Депардье» станет катализатором этого процесса.
Система налогообложения доходов граждан должна быть синхронизирована с контролем над доходами и крупными расходами граждан: с помощью такого шага можно существенно затруднить богатым гражданам одновременно уклоняться от уплаты налогов и вести роскошный образ жизни. Именно такой подход используется во многих странах мира и позволяет помимо роста собираемости налогов бороться с коррупцией и теневой экономикой.
Конечно, даже после принятия соответствующего законодательства сохранится проблема переноса налогооблагаемых доходов в офшорные страны. Так, по данным Forbes, топ-менеджмент ОАО «ВТБ» получает многомиллионные годовые бонусы через дочерний кипрский банк. Естественно, вопрос выплаты подоходного налога в России в таком случае не стоит. Понятно, что проблема офшоров является глобальной и только внутрироссийскими мерами ее не победить. Однако государство как минимум должно обеспечить выплату всех видов вознаграждения сотрудникам компаний с государственным участием на территории России.
Отказ от плоской шкалы подоходного налога будет означать существенный рост доходов российского бюджета. Так, в развитых странах доля доходов государственного бюджета от подоходного налога доходит до 50—70%, в то время как в России не превышает 20%. Очевидно, что такая разница и возникает именно за счет налогов на доходы наиболее обеспеченных граждан.