России в рамках ВТО не удастся избежать многоуровневых конфликтов, направленных на защиту собственных интересов. Наиболее вероятными направлениями, по которым страна будет привлекаться в качестве ответчика при рассмотрении претензий, являются использование антидемпинговых, санитарных, фитосанитарных мер и защита интеллектуальной собственности. При этом к членству России в ВТО иностранные «конкуренты» подготовились гораздо лучше «новичка», говорится в совместном исследовании Grayling и юрфирмы «Муранов, Черняков и партнеры».
В основу опроса легли интервью с генеральными директорами российских и иностранных компаний, представителями кабмина России, Евразийской экономической комиссии и США. По мнению респондентов, Россию могут ожидать серьезные испытания в части преодоления торговых споров.
При этом другие страны к вступлению России в ВТО подготовились лучше, чем сама Россия. Так, Минторговли США подготовило отдельный раздел на своем сайте, где проанализированы условия для американского бизнеса и дан обзор открывающихся возможностей в плане улучшения доступа на российский рынок. В целом, как следует из опроса, большая часть экспертов считает, что претензий к России у иностранных коллег будет не меньше, чем к Китаю (в 2009—2012 годах 28% всех претензий в рамках ВТО пришлись на Китай).
Впрочем, российские чиновники пока серьезных угроз не видят. «Пока претензии не выходят за рамки двусторонних консультаций, большая часть из них может быть урегулирована в рамках переговоров. К нам есть вопросы по утилизационному сбору, ограничениям по ввозу мяса и скота (со стороны США и ЕС), по таможенным тарифам. При этом и у нас есть свои претензии — третий энергопакет, вопросы, касающиеся доступа российских товаров и услуг, проблемы, связанные с политикой фитосанитарных мер. Это длинные многомесячные процессы», — поясняет РБК daily директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.
Самыми активными «спорщиками» являются США и ЕС, добавляет чиновник. Его слова подтверждаются и статистикой. Так, к примеру, большая часть (62%) ограничительных мер к тем же странам Таможенного союза приходится на страны дальнего зарубежья, где лидерами являются США и ЕС (по 18 мер каждая из 105).
«Борьба за рынки — это всегда споры. Другой вопрос, что надо быть во всеоружии для участия в этих спорах. У нас пока недостаточно специалистов и опыта. Тем не менее я не думаю, что мы будем нарушать обязательства в рамках ВТО, как это делал Китай», — говорит профессор ВШЭ Алексей Портанский. «Жалобы действительно есть, но пока они носят устный характер. Официальных жалоб к нам пока не поступало», — добавляет эксперт.
Как следует из опроса, мнения респондентов относительно того, когда можно ожидать первых последствий от вступления России в ВТО, разделились. Так, часть опрошенных считает, что о каких-то последствиях можно будет говорить уже в течение первого года, другие — в течение двух-десяти лет. При этом в наибольшей степени, по мнению одних, пострадают такие отрасли, как сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, машиностроение, трубопрокат, авиастроение, станкостроение. Другие же предсказывают проблемы у газовых и металлургических компаний.