«Дорожная карта» по налогам сэкономит миллионы человеко-часов
Как стало известно РБК daily, на сегодняшнем заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) одним из ключевых пунктов повестки станет рассмотрение «дорожной карты» по совершенствованию налогового администрирования. Накануне этого события глава рабочей группы по разработке карты, основатель и директор фирмы 1С БОРИС НУРАЛИЕВ рассказал корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИЮ НОВИКОВУ, как готовился документ, что в него вошло, какие предложения вызвали наибольшие споры.
— На ближайшем заседании Набсовет АСИ, вероятно, одобрит результат вашего более чем годового труда. Как велась работа над документом?
— Как руководитель рабочей группы, я горжусь проделанной работой и хочу отметить ее эффективную организацию в рамках Агентства стратегических инициатив. Основная часть работы пришлась на прошлый год. Состоялось четыре основных заседания группы, на каждом присутствовали почти 50 экспертов. Это представители ведомств (в первую очередь Минэкономразвития, Минфина, ФНС), всех основных бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловой России», «ОПОРА России», ТПП), Всемирного банка, «большой четверки» аудиторских компаний и отдельные представители крупного, среднего и малого бизнеса. После первого заседания 17 октября прошлого года рабочую группу разбили на пять маленьких групп, каждая из которых взялась за разработку каждого раздела «дорожной карты».
— Ее первый вариант был готов уже 7 ноября 2012 года. Какие существенные изменения претерпел итоговый проект карты?
— Он стал короче. Одни меры были исключены в ходе согласования проекта со всеми сторонами. Другие — потому что за прошедший год они уже реализованы или их реализация началась. Например, налоговый орган получил возможность не взыскивать с юрлиц налоги, пени и штрафы менее 500 руб. Налогоплательщики получили возможность предоставлять одну, сводную, корректирующую счет-фактуру по итогам месяца. Были освобождены от НДС премии, не связанные с изменением цены товара. В итоге текущая версия документа предусматривает 46 мероприятий по пяти ключевым разделам.
— Какие нормы вызвали наибольшие споры при обсуждении и к каким компромиссам удалось прийти?
— Наверное, больше всего вопросов вызывала задача сближения налогового и бухгалтерского учетов. Ее инициатором выступила «Деловая Россия». Сегодня и Минфин, и ФНС готовы двигаться в соответствующем направлении и выделяют серьезные ресурсы на проработку этих вопросов.
Но не только. Непросто оказалось согласовать, к примеру, порядок, по которому налогоплательщик может подтверждать соответствие кода классификатора ОКВЭД фактически осуществляемому виду деятельности. Много споров вызвало и предложение разрешить применять заявительный порядок по возмещению НДС. Но по всем этим вопросам удалось найти точки соприкосновения. Например, в соответствии с «дорожной картой» Минфин и ФНС совместно готовят технико-экономическое обоснование порогового значения для заявительного порядка применения НДС. Важно, чтобы при этом учитывались интересы и бюджета, и налогоплательщиков.
— Какие цели «дорожной карты» вы считаете самыми амбициозными?
— Наша работа призвана сократить затраты предпринимателей — как временные, так и материальные — на подготовку и представление налоговой отчетности и на уплату налогов. Она должна улучшить взаимоотношения предпринимателей и налоговиков, повысить эффективность механизмов администрирования НДС. Кроме того, как я уже сказал, «карта» сближает правила налогового и бухучета, стимулирует переход и налогоплательщиков, и налоговые органы переходить на электронный документооборот. Будет усовершенствовано администрирование специальных налоговых режимов, которые применяются отдельными категориями налогоплательщиков. Все эти цели кажутся мне очень важными и достаточно амбициозными.
— Но достижение каких из них вы все же считаете наиболее сложным?
— А вот про сложность, извините за тавтологию, ответить сложно. Поначалу казалось, что многие мероприятия продавить будет очень трудно, а в результате их удалось реализовать. Например, ФНС еще в начале 2013 года начала публиковать контрольные соотношения, которые используют сами налоговые органы. Ранее эти соотношения имели гриф «ДСП», а теперь налогоплательщики могут самостоятельно проверить свои декларации на наличие ошибок и вести свой бизнес так, чтобы при помощи легитимных мер исключить вероятность налоговой проверки.
Или другой пример — Минфин согласился, что необязательно платить НДФЛ с каждой выплаты отпускных и больничных в тот же день, что достаточно, если организация-налогоплательщик будет делать это дважды в месяц.
Кстати, об амбициозности. В контексте облегчения налогового администрирования часто говорят про фискальную отчетность, подсчитывают количество форм налоговых деклараций, количество строк в них. Но эти формы делаются по одной в период — в месяц, квартал или год. А огромную долю трудозатрат дают первичные документы: счета-фактуры, накладные, акты и т.д. — это ежедневные трудозатраты. Так вот, один «универсальный передаточный документ», который в этом году разработала ФНС при участии экспертов из профильных организаций, заменяет минимум два «обычных» документа, например счет-фактуру и накладную. Тем самым трудозатраты на документооборот многих организаций сокращаются вдвое.
Еще миллионы человеко-часов должна сэкономить предусмотренная «дорожной картой» отмена командировочных удостоверений. Этот документ реально не нужен ни государству, ни бизнесу. Его аналогов в других странах не встречается, да и у нас никто не выписывает его при загранкомандировках, а возятся с его оформлением миллионы людей по стране.
— В прошлогоднем рейтинге Doing Business Россия сделала рывок на 41-ю позицию по критерию «уплата налогов». В этом году прогресс был гораздо скромнее — только на восемь ступеней. Чем вызвано замедление?
— Прошлогодний рывок — это во многом восстановление справедливости. Ранее в течение ряда лет Всемирный банк учитывал в своих рейтингах имидж России как высокобюрократизированной страны. Отчасти это справедливо, но при этом не учитывалось, что учет и подготовка отчетности в стране уже хорошо автоматизированы.
После того как в прошлом году ФНС совместно с бизнес-сообществом продемонстрировала Всемирному банку, что при текущем уровне развития автоматизации и электронных услуг на подготовку и сдачу налоговой отчетности для «модельной компании» в среднем затрачивается уже далеко не 290 ч, а менее 180, показатель Paying Taxes естественным образом взлетел на несколько десятков пунктов.
Сократить это время за год еще вдвое, наверное, малореалистично, поэтому нынешний прогресс вполне объективен. Но мы рассчитываем, что реализация нашей «дорожной карты» найдет справедливое отражение в следующих рейтингах банка и, главное, поспособствует дальнейшему улучшению бизнес-климата в стране.
— Какие санкции предусмотрены для ведомств, срывающих сроки реализации мероприятий в рамках «дорожной карты»?
— Именно санкции к ведомствам обычно не применяются, это ведь не коммерческие организации. Их не штрафуют и не закрывают на три месяца за нарушения. Но «дорожные карты» утверждаются наблюдательным советом АСИ под руководством президента страны. Далее они принимаются постановлением правительства, а их выполнение непосредственно мониторит Минэкономразвития. Так что контроль над их выполнением очень плотный.
— Что будет с вашей рабочей группой после принятия «дорожной карты»?
— Предполагается, что нас будут привлекать к мониторингу и контролю исполнения мероприятий, предусмотренных в «дорожной карте».