Бомба поездом
Предотвращенный на днях теракт в Москве, по версии следствия, готовили трое выходцев из Чечни по заданию главаря бандподполья. «Заказчик», возможно, уже убит, а соучастники отправились в СИЗО по решению суда.
Во вторник Лефортовский суд столицы арестовал троих подозреваемых в организации теракта в Москве. В следственные изоляторы отправились жители Чеченской республики — Аслан Байсултанов, Эльман Ашаев и Мохмад Межидов. Изначально следственное управление ФСБ сообщало о задержании 12 человек, предположительно имеющих отношение к преступлению.
Бандподполье
Как стало известно в суде, Байсултанов и Межидов — жители города Грозный. Ашаев же уроженец Казахстана, перебравшийся в Грозненский район.
Самый старший из арестованных — 25-летний Байсултанов, безработный отец двоих детей, именно его следствие считает одним из организаторов преступления. Самый младший — 20-летний Межидов, единственный из всех фигурантов дела официально работал до задержания: был коллектором в компании «Денежный двор». Ашаев нигде не работал, хотя и содержал двух малолетних детей.
По версии обвинения, поручение совершить теракт в общественном месте в Москве Байсултанову дал боевик Шамиль Чергизов, который уже давно находился в поле зрения местных следователей. Еще летом 2014 года в отношении Чергизова и других неустановленных лиц было возбуждено уголовное дело по факту участия в бандформировании, следует из оглашенных в суде материалов дела. Сейчас дело в отношении Чергизова соединено в одно производство с делом о подготовке теракта в Москве, и срок следствия продлен до 12 февраля 2016 года.
Несколько дней назад интернет-портал «Кавказский узел» сообщал, что Чергизов, который только недавно вернулся из Сирии, 8 октября был убит в Грозном во время контртеррористической операции. Тогда же, по данным ТАСС, глава республики Рамзан Кадыров среди убитых называл и Байсултанова. Как стало известно в суде, Байсултанов также находился в розыске по другому уголовному делу.
Поезд в Москву
Как рассказывал на заседании суда следователь, 3 октября Байсултанов получил указание от Чергизова совершить теракт. На железнодорожном вокзале в Грозном Чергизов передал подозреваемому промышленный электродетонатор и взрывчатые вещества и отправил на поезде в Москву.
Целью же террористов, указывал следователь, было дестабилизировать обстановку в стране и добиться прекращения военной операции в Сирии, направленной на борьбу с запрещенной экстремистской организацией «Исламское государство». Ранее СМИ со ссылкой на источники в компетентных органах сообщали, что подозреваемые проходили террористическую подготовку на территории Сирии, но на суде эта версия не звучала.
Перевозить взрывчатые вещества Байсултанову помогал подозреваемый Ашаев, считает следователь. Хранить компоненты для взрывного устройства — подозреваемый Межидов, который был задержан с поличным в съемной квартире в Стрельбищенском переулке в столице.
Сейчас Байсултанову и Ашаеву вменяется подготовка террористического акта группой лиц, хранение оружия и изготовление взрывчатых веществ, Межидову — только хранение оружия.
Вопрос виновности
В суд подозреваемых доставили сотрудники ФСБ, чьи лица были закрыты шарфами. Одного за другим они заводили задержанных в зал заседания с заломанными за спиной руками. Судья Елена Гелиханова, которая рассматривала ходатайства об арестах, провела заседания стремительно: на три процесса и вынесения решений ей потребовалось всего 2 часа.
Байсултанов выглядел неуверенным и пытался оправдываться. «Я был вынужден приехать в Москву с этим веществом», — обратился он к судье, но она не позволила ему рассказать свою версию событий, заявив, что решает вопрос о его аресте, а не о виновности. На вопрос РБК, признает ли он вину, Байсултанов отрицательно качал головой. Ответить на вопросы ему запрещали бойцы ФСБ, которые дежурили в зале.
Подозреваемый Ашаев уже признал вину и начал активно сотрудничать со следствием, рассказывал его адвокат судье.
Самым спокойным выглядел Межидов, крупный мужчина в камуфляжной кепке и кожаной куртке. Он заявил, что оставляет вопрос об аресте на усмотрение суда. До этого такую же позицию заняли Байсултанов и Ашаев.
Мотивируя необходимость ареста, следователь и прокурор отмечали, что не все фигуранты дела установлены и задержаны. Адвокаты всех обвиняемых отказались от комментариев журналистам.
В пресс-службе Лефортовского суда РБК пояснили, что им пока неизвестно о том, будут ли новые аресты по этому делу.