Дамаски-шоу
Появление российских военных в Сирии на этой неделе вызвало мировой резонанс. РБК разобрался, с чего началась эта история и чего можно ждать дальше.
План Путина
О возможности активного привлечения России к борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация) российское руководство начало говорить с начала лета. На Петербургском экономическом форуме в середине июня Владимир Путин призвал США и Европу приложить все усилия для борьбы с ИГ. Одновременно российский лидер подтвердил готовность работать с сирийским правительством Башара Асада, чтобы обеспечить проведение политической реформы в стране.
В последующие недели российское руководство провело несколько встреч с ближневосточными политиками, поднимая в первую очередь тему борьбы с исламистами. Так, 24 июня Путин принял экс-президента Афганистана Хамида Карзая, обсудив с ним проблему «Талибана» и рост влияния ИГ в стране. Следующим вечером российский лидер связался по телефону с Бараком Обамой и договорился о двусторонней встрече на уровне глав министерств иностранных дел по вопросу борьбы с «Исламским государством».
Через месяц, 30 июля, состоялась встреча Сергея Лаврова с Джоном Керри. За это время Путин успел обсудить борьбу с ИГ с главой сирийского МИДа (29 июня) и президентом Турции (29 июля). «Мы призываем всех наших друзей [...] сделать все для того, чтобы наладить конструктивный диалог со всеми странами, заинтересованными в борьбе с терроризмом, — сказал Путин сирийскому министру. — Если сирийское руководство посчитает это целесообразным, возможным, мы [...] используем наши добрые отношения со всеми странами региона для того, чтобы, во всяком случае, предпринять попытку такую коалицию создать».
Подробно о президентском плане создания коалиции Сергей Лавров рассказал на трехстороннем совещании со своими коллегами из США и Саудовской Аравии 3 августа. План предполагает объединение всех сражающихся с ИГИЛ сторон и их зарубежных союзников на основании мандата ООН. По данным «Коммерсанта», о своем предложении Путин объявит в ходе выступления на Генеральной Ассамблее ООН 28 сентября.
Готовность десанта
4 августа командующий ВДВ России Владимир Шаманов заявил сирийскому журналисту на пресс-конференции, что готов отправить российских десантников на помощь сирийскому правительству, если командование поставит такую задачу: «Те решения, которые приняты руководством страны, мы, естественно, если будет поставлена задача, будем выполнять».
Западные медиа (от экономических блогов до ультраконсервативных газет) обратили внимание на это высказывание, заподозрив Москву в намерении направить регулярные войска на помощь правительству Башара Асада. В тот же день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг домыслы, сказав, что отправка войск в Сирию «не обсуждается никоим образом» и что в текущей повестке такой вопрос не стоит.
Родная речь
23 августа на канале YouTube «Национальная оборона — официальный канал» было опубликовано видео боев, судя по описанию, в деревне к северу от Латакии, главного сирийского порта. Видеоканал активен с августа 2013 года и публикует в основном новостные репортажи о сражениях сторонников Асада с оппозицией и исламистами, а также интервью с экспертами и местными жителями. На логотипе канала помещен стилизованный флаг официальных властей Дамаска.
Внимание экспертов привлекли в видеозаписи бронетехника, используемая правительственными войсками, и команды офицеров, отдаваемые экипажу. Вместо ожидаемого БТР-80, которые Россия официально поставляет войскам Асада, эксперты разглядели новейший БТР-82А. Инструкции по наводке его орудия отдавались, насколько можно было расслышать, на русском языке.
2 сентября Дмитрий Песков опроверг сообщения израильских СМИ о том, что российская авиация готова присоединиться к бомбардировке позиций ИГ западной коалицией.
Балканский вызов
В понедельник, 7 сентября, источник в МИД Греции сообщил Reuters о просьбе США закрыть авиапространство страны для российских самолетов, направляющихся в Сирию. По данным дипломатических источников РИА Новости, Вашингтон на свой запрос получил отказ. На следующий день агентство со ссылкой на представителя греческого правительства сообщило, что Россия планирует использовать для доставки помощи в Сирию воздушный маршрут к востоку от Греции, то есть вопрос об использовании греческого воздушного пространства был снят.
Во вторник, 8 сентября, МИД Болгарии объявил о запрете пролетов через территорию Болгарии российских военно-транспортных самолетов, следующих в Сирию, с 1 по 24 сентября 2015 года в связи с сомнениями в гуманитарном характере грузов. В среду глава болгарского МИДа Даниел Митов уточнил, что страна готова пропустить российские самолеты после проверки груза, но Москва дала понять, что не согласна на досмотры.
В ответ на это сенатор Владимир Джабаров заявил ТАСС, что военно-транспортные самолеты России уже давно используют другие маршруты для полетов в Сирию — в первую очередь через Закавказье и Иран. «Заявление по Греции вызывало некоторую улыбку, потому что все знают, что с прошлого года российские воздушные суда обходят территорию Украины, поэтому пролетать над Грецией невозможно по любым вопросам», — добавил он.
В четверг премьер Украины Арсений Яценюк поручил «Украэроруху» (государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины) «усилить контроль вместе с Евроконтролем [европейская организация по безопасности воздушной навигации] насчет перемещения любых российских самолетов в Сирию».
Несмотря ни на что
За последнее время Минобороны США зафиксировало семь рейсов российских тяжелых транспортных самолетов Ан-124 в сирийский город Латакия, сообщил в пятницу, 11 сентября, телеканал Fox News со ссылкой на источники в Пентагоне. Другой чиновник подтвердил ресурсу информацию о том, что в сирийском порту Тартус в последние несколько дней были разгружены два российских десантных корабля, которые доставили в пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ бронетехнику и около 50 морских пехотинцев.
На вопрос канала о том, что вооруженные силы США планируют предпринять в ответ на наращивание российского присутствия в Сирии, собеседник ответил: «Ничего».
В четверг, 10 сентября, американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor опубликовала материал со спутниковыми снимками международного аэропорта Басиля Асада в Латакии, которые «подтверждают сообщения о регулярных рейсах российских военно-транспортных самолетов на этот аэродром, где Россия, судя по всему, создает базу для своих операций». Снимки, сделанные 4 сентября, снабжены пояснениями с информацией об уже построенных объектах, а также ведущихся строительных работах.
Опасность в воздухе
С 8 по 17 сентября Россия проводит военно-морские учения в Восточном Средиземноморье в непосредственной близости (около 70 км) от сирийского порта Тартус, где у ВМФ России есть пункт материально-технического обеспечения. Как стало известно РБК, Россия уведомила авиаперевозчиков об учениях через извещение для пилотов (NOTAM). Извещение доступно в базе Федерального управления гражданской авиации США (FAA). В нем указано, что на учениях ВМФ ожидаются испытательные стрельбы ракет, поэтому опасная для полетов зона простирается на высоту 20 км. Кроме того, аналогичные учения в том же районе Россия планирует провести и с 30 сентября по 7 октября.
Вечером 10 сентября Дмитрий Песков сообщил, что «не располагает» информацией об учениях российского флота у берегов Сирии. На следующее утро глава российского МИДа Сергей Лавров также заявил, что «не обладает информацией о графике учений», но подтвердил, что ВМФ России регулярно проводит учения в Восточном Средиземноморье. По его словам, Москва при этом полностью соблюдает нормы международного права.
История продолжается
«Это все касается сессии Генассамблеи, — утверждает источник Reuters в дипломатических кругах. — Если и будет перезапуск диалога между Россией и США, у нас сейчас для этого качественно новая ситуация». По мнению экспертов агентства, ограниченное вовлечение России в сирийский конфликт может преследовать две цели: представить Москву как реального миротворца в преддверии выступления Путина на Генассамблее ООН и отвлечь внимание от событий на Украине, найдя точки соприкосновения с Западом на других направлениях.
С тем, что действия России можно назвать наращиванием присутствия, но не интервенцией, согласен и экс-глава МИД Швеции Карл Бильдт. Во вторник, 8 сентября, в своем аккаунте в Twitter он написал: «Отправка российских войск в Сирию все еще маловероятна. Но уже ясно, что Россия наращивает военную помощь режиму Асада». Экс-министру вторит и советник Минобороны Израиля Амос Гилад: «Они [российские военные] еще не начали работать, они просто наращивают готовность».