Льготы поехали
Замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов с помощью государственной программы льготного кредитования добивается стимулирования спроса на новые автомобили. Первые предварительные итоги госпрограммы будут известны только в конце августа, но, по словам Рахманова, уже сейчас «рынок реагирует бурно».
Алексей Рахманов инициировал возобновление госпрограммы льготного кредитования с июля этого года. Подобная схема действовала в 2009—2010 годах. Поддержка при кредитовании позволяет при покупке нового автомобиля компенсировать 2/3 ставки рефинансирования из федерального бюджета. Стоимость автомобиля не должна превышать 750 тыс. руб., а срок кредита — три года. «Рынок отреагировал бурно. Будем смотреть дальше. Договорились в конце августа посмотреть, как программа работает, и в зависимости от этого будем запрашивать дополнительное финансирование в Минфине», — рассказал вчера РБК daily Алексей Рахманов. По его словам, пока Минпромторг не готов представить предварительные данные об итогах программы, но в будущем тайны из них делать не будет: «Как и раньше, сделаем счетчик на сайте, где будут видны итоги на каждое первое число месяца».
Автопроизводители и дилеры
«На 9 августа по программе реализовано около 80 автомобилей, но интерес к программе растет. До конца года планируется реализовать порядка 1,5—2 тыс. автомобилей», — делится первыми результатами официальный представитель группы ГАЗ Мария Кузнецова. Руководитель пресс-центра АвтоВАЗа Александр Шмыгов отмечает, что «с начала действия государственной программы льготного кредитования было выдано более 2,2 тыс. льготных кредитов на покупку автомобилей Lada». Представитель Sollers ждет роста продаж «УАЗ» в кредит в августе.
Кроме российских автопроизводителей в госпрограмме могут участвовать автомобили иностранных марок. Управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Денис Петрунин говорит, что «доля кредитов, оформленных по государственной программе льготного автокредитования, будет около 50% от общих кредитных продаж Hyundai». Представитель компании Ford в России Наталья Рядинская считает позитивным действие программы на рынок. «Но на данной стадии пока еще рано говорить о каких-то результатах программы», — отметила она. Toyota рассчитывает на заметное действие программы льготного кредитования после включения в программу с 15 августа Тойота Банка, говорит представитель компании.
«Предварительные результаты госпрограммы будут ясны в конце августа, поскольку сейчас мы только принимаем заявки на кредит. Необходимо учитывать, что доля автомобилей с ценой ниже 750 тыс. руб. не столь велика: по госпрограмме можно приобрести около 20 моделей различных брендов, поэтому мы не ожидаем значительного эффекта от роста продаж в кредит», — осторожен в оценках директор филиала «Рольф Финанс» Виталий Павловский.
Банки
Председатель правления Фольксваген Банк Рус Татьяна Жаркова рассказала, что банк присоединился к программе с 1 августа. «На сегодняшний день банк выдал 1191 кредит на автомобили концерна, из них 394 автомобиля приобретено клиентами по госпрограмме. Количество заявок на кредит с субсидией составило около 52%. При сохранении такой динамики роста мы прогнозируем выдать порядка 1,4 тыс. кредитов до конца августа и примерно 6 тыс. до конца года», — говорит РБК daily Татьяна Жаркова.
Сбербанк с 20 июля по 31 июля в рамках программы льготного кредитования получила почти 7,5 тыс. заявок и уже выдала более 3,8 тыс. автокредитов. «Мы ожидаем, что по программе будет выдаваться до 80% автокредитов», — говорят в банке. ЮниКредит Банк также выдал более 3 тыс. льготных кредитов. По итогам года рассчитывает выдать их несколько десятков тысяч. Исполняющий обязанности председателя правления Росбанка Игорь Антонов рассчитывает на рост увеличения спроса на автокредиты на 20% (банк выдал 263 таких автокредита). Его коллега из Райффайзенбанка, начальник управления развития автокредитов Наталия Морозова отмечает, что по итогам прошлой недели каждый второй кредит выдается в рамках госпрограммы.
По оценкам «Автостата», в России по итогам этого года может быть выдано 1,2 млн автокредитов на сумму 22,4 млрд долл., что на 7% выше показателя прошлого года. «Благодаря запуску госпрограммы субсидирования ставки по автокредитам, доля автокредитных продаж в общем объеме авторынка России будет нарастать и к декабрю может составить 50%», — считает директор «Автостата» Сергей Целиков. Эксперт PwC Cергей Литвиненко отмечает, что в конце 2012 года в России наметилась тенденция увеличения стоимости автокредитов и снижения доли кредитных продаж. Он рассчитывает на рост авторынка за счет льготных кредитов на 80—120 тыс. автомашин, до 2,7 млн единиц за год.
В Минпромторге своя арифметика. «Выпущенный лишний автомобиль дает работу еще 12 гражданам в сервисе, продажах, логистике и даже на АЗС, — объясняет введение программы льготного кредитования Алексей Рахманов. — Можно бесконечно продолжать эту цепочку, но факт остается фактом — налогоплательщики получают обратный вклад в федеральный бюджет».