Сериалам в России не хватает зрителей
Причем они снабжают теленовеллами не только граждан России, но и всех бывших республик СССР (включая страны Прибалтики). И рынку сериалов совершенно некуда расти, признаются эксперты в его насыщении.
Конечно, сказывается высокая конкуренция. “В этом смысле рынок профессионализируется, - заявляет в эфире РБК-ТВ в программе “Сфера интересов" генпродюсер кинокомпании "Амедиа" Александр Акопов. - Но его главная особенность никуда не исчезает: это рынок, на котором 6 покупателей (телеканалы) и 200 продавцов".
Любопытно, что предпочтения целевой аудитории каждого телеканала определяют и его специализацию в определенных жанрах сериалов. Так, СТС и Рен-ТВ делают ставку на комедии, а НТВ верен детективам и т.д.
"Конкуренция сейчас – это не конкуренция компаний как таковых, а конкуренция проектов, - говорит главный продюсер телекомпании "Леан – М" Олег Осипов. – Смотрят - есть рейтинг, не смотрят – нет рейтинга. Честнее не придумаешь! Невозможно угадать, что будет пользоваться спросом: продукт огромной компании с миллионным бюджетом, или продукт маленькой компании, заточенной на конкретный сериал или фильм. Мы все равны в этой ситуации. Начинается прайм-тайм, и все каналы втыкают свои заглавные продукты. Дальше человек перед телевизором должен выбрать только один".
Правда, участники рынка оговариваются, что телеканалы уже давно работают с теми компаниями, которые знают много лет, и время продюсеров-одиночек давно прошло. "Сегодня не так просто выйти на этот рынок, да и нет смысла", - просит не беспокоиться инвесторов А.Акопов.
“На сегодняшний день инвестор, вложивший в это дело 1 млн, 1 млрд долларов, не получит ничего: поздно! - заявляет эксперт. - Инвестировать надо в мозги, их количество ограничено, и они уже проинвестированы! А самое главное, что это зрителю не нужно: у зрителя всего 3 часа в день, когда он смотрит телевизор. Будет каналов 6 или 600, у зрителя все равно будет только 3 часа. Объем рекламного рынка никак не поменяется, сумма денег на рынке никогда не поменяется".
Отметим, перепроизводство сериалов в РФ уже привело к тому, что компании-производители вынуждены перестраховываться, закладывая 9 из 10 проектов как провальные. “В этом году мы почему-то перешли строго на предварительный заказ", - добавляет А.Акопов.
Иными словами рынок, просто, захлебывается в "мыльных предложениях". Неудивительно, что телеканалам в этой ситуации удается порой найти относительно качественный продукт. "Очевидно, картины стали богаче, наряднее, - считает О.Осипов. - Там работают дорогие артисты. Выбираются невероятные места съемок: от Северного полюса до Южной Африки. Замечательные работы художников по костюмам, очень много операторской техники".
По словам режиссера-постановщика сериала "Крем" Игоря Вайтулевича, 1 минута сегодня снимается 3 часа: "Это вам не телеспектакль: постпродакшн, цветокоррекция..." Некоторые эксперты отмечают также тенденцию инвестиций в дорогие мини-сериалы. "Очевидно, от ситкомов (ситуативных комедий) в 350 серий зритель отворачивается, – констатировал ранее в студии "Сферы интересов" президент киноконцерна "Ментор Синема" Иван Соловов. – Ситкомы не так образны, как мини-сериалы, которые хоть и дороже в производстве, зато более художественны ("Идиот", "Диверсант", "Надежда уходит последней" и т.д.).
По-прежнему сохраняется тенденция к заимствованию иностранных сериальных сюжетов. Как считают психологи, такие сериалы, как "Бедная Настя", "Моя прекрасная няня", "Не родись красивой", "Счастливы вместе" и др., снятые в России по иностранным лицензиям, неизбежно навязывают российским зрителям чуждые национальные модели поведения. "Речь о кальке не идет, - соглашается с психологами И.Вайтулевич. - Мы до какой-то степени даже не копируем чужие сериалы, а заимствуем стиль повествования".
"Наши ребята тоже стараются, - возражает А.Акопов. - Чем покормить нашего зрителя? – Только лучшим. Написали наши ребята – замечательно, интуристы – тоже замечательно".
Добавим, о зрелости российского сериального рынка говорит и тот факт, что часть производства наши компании отдают на аутсорсинг кинокомпаниям Белоруссии и Украины. "Там на сегодня дешевле рабочая сила, и если в постановочном плане сериал не дорогой, то можно сэкономить, таким образом увеличив маржу при перепродаже на канал, - отметил ранее И.Соловов. - Маржа на 20% выше, если прибегать, скажем, к белорусскому аутсорсингу".