World Gym лишится половиныклубов
Франчайзинговый партнер World Gym, владевший восемью из 15 клубов в России, предпочел развивать их самостоятельно и переименовал в WG. Представители американской компании намерены через суд взыскать долги по роялти.
Свой бренд лучше
Американская World Gym работает в России с 2001 года, с 2010‑го — через франчайзинговый договор с World Gym Group (головная компания — ЗАО «Уорлд Джим Групп») Ольги Киселевой. Генеральный франчайзи заключал соглашения с местными операторами — крупнейшим из них была группа компаний Михаила Батенина и Льва Неменова (ООО «Ист-Фрэш» и другие юрлица), им принадлежало восемь клубов в Москве. Еще семь клубов — два в Москве и пять в регионах — принадлежат другим владельцам, они остаются лицензиатами.
13 июля «Уорлд Джим Групп» в одностороннем порядке разорвала договор концессии с Батениным и Неменовым, сообщила Киселева.
Операционный директор сети Батенина и Неменова Марина Суздальцева подтвердила это. Она утверждает, что бизнесмены еще осенью 2014 года решили, что не будут продлевать текущие контракты с World Gym после их истечения в ноябре 2015‑го — это означало разрыв после почти 15 лет совместной работы.
В планах Батенина и Неменова — развивать свою сеть клубов самостоятельно: теперь они называются WG (расшифровывается как We Gym). Суздальцева рассказывает, что собственники предупреждали об этом головной офис World Gym International в Лос-Анджелесе.
Лос-Анджелесский офис не ответил на запрос РБК.
Остались должны
Киселева говорит, что ее компания разорвала контракт с субфранчайзи, так как тот не выполнял условия договора концессии. World Gym Group 29 июня направила письма компаниям Батенина и Неменова с претензиями. По словам Суздальцевой, в письмах содержалось требование в течение трех дней привести клубы в соответствие с бренд-буком компании.
«Претензии не были удовлетворены, соответственно, мы расторгли договоры, — говорит Киселева. — Официальные причины — несоответствие действий субфранчайзи стандартам бренда, а также нарушения договорных обязанностей».
В частности, по данным World Gym Group, «Ист-Фрэш» долгое время не выплачивал роялти. В картотеке Московского арбитражного суда есть информация о денежных претензиях мастер-франчайзи к «Ист-Фрэш» на 1,7 млн руб. Заседание суда состоится 20 июля 2015 года.
Клубы Батенина и Неменова начали менять логотипы с World Gym на WG еще на прошлой неделе. Раньше клиенты этих клубов могли обслуживаться в любых заведениях сети World Gym в мире. Теперь клиентам объясняют, что их карты действуют только в названных восьми московских клубах и одном чешском, также работающим под новым брендом WG.
Впервые замедляются
По данным «Уорлд Джим Групп», стоимость франшизы World Gym по типовому договору состоит из уплачиваемого в самом начале паушального платежа (эквивалент $20 тыс. в рублях) и ежегодного роялти (за клуб — эквивалент $17 тыс. в рублях). В текущей экономической ситуации выплата роялти держателю бренда становится обременительна, считает Суздальцева.
«Формат договора для российских франчайзи составлен так, что выгоду от него получает только мастер-франчайзи, в «одни ворота». И за невыполнение каждого пункта — возможного для исполнения или нет — мы обязаны платить, — объясняет Суздальцева. — Мы можем развиваться самостоятельно».
Только в первом квартале 2015‑го столичные сети фитнес-клубов, по данным исследования московского отделения Общественной организации малого и среднего бизнеса («Опора России»), недосчитались 15–20% выручки по сравнению с аналогичным периодом 2014‑го. Суздальцева соглашается с этими данными: «Помимо проблем в экономике, влияющих на доходы потребителей, наша отрасль подвержена сезонным снижениям спроса». По ее словам, клиенты в последнее время стали приобретать меньше дополнительных услуг — спа, персональных тренировок и т. п., а их доля в выручке сети WG доходит до 30–35%.
В 2014‑м объем рынка фитнес-индустрии, по данным NeoAnalytics, составил около 95 млрд руб. Аналитики компании прогнозируют, что общее количество фитнес-клубов в России в ближайшее время будет сокращаться. Всего в России сейчас насчитывается около 3,7 тыс. компаний, оказывающих фитнес-услуги, включая сетевые и одиночные фитнес-клубы, отмечают они.