Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Три истории предпринимателей о важности soft skills РБК и Barrett, 20:39 В квартире жилого дома в подмосковном Щелково произошел пожар Общество, 20:32 ГИТИС составит список «опасных» абитуриентов Общество, 20:17 Верховный суд США разрешил штатам наказывать «неверных выборщиков» Политика, 20:07 «Другой» мозг: как работает сознание зумеров Совместный проект, 20:02 МВД завершило расследование дела о ДТП в Москве с участием Ефремова Общество, 20:01 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 6 июля Общество, 20:01 Посольство России пригрозило Лондону ответом на санкции против Бастрыкина Политика, 19:58 Военные эксперты оценили слова о готовности Украины к боям с Россией Общество, 19:46 «Газпром-Медиа» покинули два топ-менеджера Бизнес, 19:45 Как «Спартак» потерял Артема Дзюбу Спорт, 19:33 Министр назвал беспрецедентным вред Арктике от ЧП в Норильске Общество, 19:18 Как мужчине позаботиться о здоровье и семье РБК и STADA, 19:17 Суд оставил в силе решение о взыскании с Грудинина более 1 млрд руб. Общество, 19:16
Общество ,  
0 

Эксперты: Легкая промышленность РФ в предсмертном состоянии

Последние годы российская легкая промышленность испытывает сложности. Как говорят специалисты, причин достаточно много, в их числе - недостаточное внимание правительства к перерабатывающим отраслям промышленности, отсутствие преференций в инвестиционных процессах, высокое налоговое бремя, неорганизованность и бесконтрольность товарного рынка страны, недостаточный заслон для ввоза контрафактной и контрабандной продукции в Россию. Генеральный директор фирмы "Формика" Илья Хандриков, выступивший в программе "В фокусе" телеканала РБК, считает, что, если власти решат проблему с контрафактом и контрабандой, то отрасль "задышит полной грудью".

Действительно, по экспертным оценкам, российский рынок товаров текстильной и легкой промышленности в значительной степени заполнен нелегальной продукцией, завезенной из Китая, стран Юго-Восточной Азии и Турции. Тем самым, федеральный бюджет несет потери, не добирая налоги и таможенные пошлины. По данным Минпромэнерго, общий объем контрафактной и контрабандной продукции легкой промышленности на российском рынке в 2005 году составил почти 780 миллиардов долл. Это более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта.

Наиболее уязвимыми, с точки зрения пограничного и таможенного контроля, являются российско-казахстанский и российско-украинский участки государственной границы. Так, через необустроенную границу с Казахстаном перемещается значительное количество китайских товаров вне пунктов пропуска. Как правило, основными правонарушителями являются физические лица, осуществляющие ввоз товаров небольшими партиями под видом товаров для личного пользования. Однако такие каналы контрабанды не сильно сказываются на общем состоянии рынка. Больший ущерб легкой промышленности наносит организованный ввоз контрабанды. Так, по словам Ильи Хандрикова, в марте 2005 года правоохранительным органами РФ была задержана огромная партия товаров легкой промышленности, произведенных в КНР и ввезенных на территорию РФ контрабандно.

Фактически правоохранительной системе удалось выявить широчайший контрабандный канал. В порту Находка разгружались корабли из КНР с товарами народного потребления (одеждой, обувью), которые по внутренним документам, без таможенного контроля и пошлин, товарняками шли на подмосковные станции для дальнейшей продажи на рынках. Следственный комитет МВД и Генеральная прокуратура возбудили уголовное дело. Только по двум эпизодам было задержано 124 вагона с ширпотребом. По данным правоохранительных органов контрабандный канал действовал в течение года, в результате чего по России прокатилось 50 тыс. вагонов контрабанды. Примерная стоимость вагона ширпотреба около 300 тысяч долларов, общая же стоимость контрабанды составила не менее 1,5 млрд долларов.

Контрабанда и контрафакт стали буквально бедой для легкой промышленности. По данным ассоциации менеджеров, проводившей опрос среди предпринимателей, 86,4% респондентов сказали, что работа отрасли наладится, если государство вытеснит из страны незаконно произведенную и ввезенную продукцию.

Между тем кризис отечественной легкой промышленности привел ряд регионов к тяжелому экономическому положению. Ситуация настолько плачевна, что Михаил Фрадков на недавнем заседании правительства сказал, что легкая промышленность стала "головной болью". "По ряду предприятий поздно что-либо предпринимать. Нужно подумать, как их перепрофилировать", - посетовал премьер-министр. Сегодня, по данным Минпромэнерго, вклад легкой промышленности в промышленное производство России составляет немногим более 1%. Кратковременный подъем наблюдался лишь в начале 2000 года. Однако уже в 2002 году отрасль вступила в полосу спада. В итоге в 2005 году загрузка мощностей предприятий легкой промышленности составила менее 50%. Отчасти загрузка обеспечивается благодаря заказу продукции со стороны силовых структур. В 2005 году она составил более 11% от объема выпуска. Доля убыточных компаний в отрасли в 2005 году составляла около 43%, против 36% в среднем по обрабатывающим отраслям индустрии. При этом рентабельность в отрасли остается крайне низкой (2-4%). Общий объем инвестиций в легкую промышленность остается незначительным из-за недостатка собственных средств предприятий. По оценкам экспертов амортизационные отчисления не превышают 2,5 млрд руб., а совокупная прибыль предприятий в 2005 году составила 0,7 млрд рублей. В результате объем собственных средств у предприятий недостаточен даже для поддержания процесса простого воспроизводства, а для проведения масштабного технического перевооружения отрасли необходимы вложения не менее 300 млрд руб. в течение ближайших 5-6 лет.

Еще одна беда – потеря кадрового потенциала. "В последнее время из отрасли каждый год уходили 100 тысяч работников. Если такие тенденции сохранятся, то через три-четыре года российской легкой промышленности не будет", - говорит Илья Хандриков.

Чтобы хоть как-то улучшить положение в отрасли лоббисты от легкой промышленности просят правительство ввести ряд отраслевых льгот. Речь идет об отмене уплаты НДС при ввозе основных средств, освобождении от налога на имущество, отмене импортных пошлин на оборудование и выделении субсидий из бюджета для возмещения процентов по кредитам и, конечно же, конкретных действий в борьбе с контрафактом. Правительство со своей стороны обещает помочь легкой промышленности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в прошлом году в Минпромэнерго была образована Межведомственная рабочая группа для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию России. Кроме того, Министерством промышленности и энергетики совместно с заинтересованными ведомствами на основе предложений 47 субъектов Российской Федерации разработан план мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 годы, ориентированный на решение главных проблемных задач отрасли.