В Большом прошла последняя премьера сезона - "Мадам Баттерфляй"

Постановка "Мадам Баттерфляй" была создана Уилсоном в 1993г. для Парижской национальной оперы. Впоследствии спектакль был признан мировым музыкальным сообществом как лучшая интерпретация оперы Джакомо Пуччини в XX веке. В Москве "Мадам Баттерфляй" является для Р.Уилсона не только первой работой в Большом театре, но и вообще в России.
Прошедшая 12 мая премьера оперы, в первую очередь обращает на себя внимание своей неординарностью как в отношении оформления сценического пространства, так и характером исполнения и игры актеров на сцене. Заветы легендарного режиссера о "пространстве для музыки" исполнены на сцене Большого тетра в полном объеме. Весь спектакль запоминается как чередующаяся смена абстрактных ярких картин со статичными фигурами. Жесты актеров скупы, но от этого даже небольшое движение рукой или поворот головы становятся выражением целой гаммы чувств и только помогают зрителю полностью сосредоточиться на музыке. По задумке самого режиссера, в спектакле должно чувствоваться четвертое измерение - это неподвижность, которая по эмоциональному выражению способна "превзойти силу дикого зверя". "Черное чернее на белом", - резюмирует Р.Уилсон.
Этой же задаче подчинены и декорации, а точнее их почти полное отсутствие на сцене. По мнению Р.Уилсона, "Мадам Баттрефляй" - "это самая сложная музыка, которая была написана для пения. Очень своеобразная, эмоциональная и, зачастую, очень нежная и мягкая, наполненная цветами". И поэтому своей задачей режиссер считал заполнить сцену так, чтобы то, что будет видеть зритель, помогало ему услышать музыку. Поэтому для постановки были созданы исключительно лаконичные декорации, призванные дать "простанство для музыки". Итогом трудов явился спектакль, не похожий ни на какие другие постановки "Мадам Баттерфляй".
Нелишним будет отметить, что, по словам постановщиков, в спектаклях "Мадам Баттерфляй", режиссируемых Уилсоном, всегда используются только натуральные материалы: гравий, камни, дерево. Этот принципиальный подход призван помочь актеру вжиться в образ и передать залу натуральность окружающих вещей.
Отдельно следует остановиться на роли светового оформления оперы. Роберт Уилсон, являющийся в "Мадам Баттерфляй" также художником по декорациям и по свету, с помощью софитов словно создает на сцене еще одного невидимого героя, безликого, но мощного своей внутренней силой и эмоциональностью. На фоне полупустой сцены и застывших поз актеров цвет и свет являются полноправными героями. Плавные переливы и внезапные вспышки порой красноречивее слов передают полноту чувств японской трагедии. Недаром в театральном мире Уилсона называют "визуальным художником, работающим в театре".
Дирижер-постановщик оперы Роберто Рицци Бриньоли, говоря о подготовке к постановке "Мадам Баттерфляй" на московской сцене, сказал: "Это было время постоянного поиска и выражения эмоций через молчание и внутреннюю среду, в которой находились актеры. Для меня было открытием то, что даже незначительное движение, взгляд играют очень большую роль в этом спектакле". И, по словам Р.Бриньоли, эта эмоциональная напряженность, лишенная ненужных жестов, рождает на сцене свой микрокосмос, свою особую среду.
А исполнительница роли Чио-Чио-сан румынская певица Адина Нитеску призналась журналистам, что для нее "будет сложно участвовать в какой-либо другой постановке "Мадам Баттерфляй" после варианта, поставленного Робертом Уилсоном".
Премьерные спектакли оперы "Мадам Баттерфляй" будут идти на Новой сцене Большого театра до 17 июня.