Дипломированные, но не эффективные
Российское образование — одно из самых доступных в мире, но его качество довольно низкое, утверждают эксперты Всемирного экономического форума.
Легкие знания
Всемирный экономический форум (ВЭФ) совместно с Mercer представил в среду «Отчет о человеческом капитале 2015». Россия по развитию человеческого капитала оказалась на 26-м месте из 124 стран, обогнав всех остальных членов группы БРИКС, но уступив странам Прибалтики.
Рейтинг измеряет возможности для развития человеческого капитала в различных возрастных группах, включая доступность и качество образования и возможностей для повышения квалификаций; занятость или, другими словами, вовлеченность в экономику, а также навыки и компетенции.
Человеческий капитал остается одним из ключевых конкурентных преимуществ России, говорит партнер Strategy Partners Group и координатор программы ВЭФ по оценке конкурентоспособности стран в России Алексей Праздничных.
Сильные позиции страны во многом связаны с доступностью системы образования на всех уровнях: от начального школьного до высшего образования. Практически по всем показателям, характеризующим доступность образования, Россия занимает высокие места, например первое место по доступности начального образования.
Слабые стороны России связаны с демографическими факторами, то есть относительно низкой долей населения в трудоспособном возрасте (82-е место), относительно высоким уровнем безработицы (52-е место), ограниченными возможностями для развития на рабочем месте (79-е место). Также к слабым сторонам относится качество системы образования (73-е место) и здоровье населения (81-е место).
Два года назад ВЭФ уже представлял подобный рейтинг, тогда Россия оказалась на 51-м месте по уровню развития человеческого капитала. Столь резкие изменения Праздничных объясняет серьезным изменением методологии исследования — больший вес стал даваться показателю доступности образования. «С методологической точки зрения фокус на доступность образования, возможно, несколько преувеличен», — рассуждает Праздничных.
Бесполезная наука
Для сохранения и развития человеческого капитала, по словам Праздничных, нужно не только обеспечивать доступность образования для широких слоев населения, но и все более активно создавать условия для самореализации — сделать фокус на качественных рабочих местах, последовательном повышении качества системы образования, особенно среднего и высшего профессионального, а также развивать систему здравоохранения.
На низкое качество российского образования указывал президент Сбербанка Герман Греф (Сбербанк занял первое место в составленном РБК рейтинге российских компаний, которые больше других озабочены образованием сотрудников). Россия по качеству человеческого капитала стоит выше Европы, но это конкурентное преимущество мы быстро теряем, заявил Греф, выступая на Апрельской экономической конференции ВШЭ.
Сегодня качеством образования недовольны все: и ученики, и учителя, и работодатели, 60% которых считают квалификацию сотрудников критически недостаточной, жаловался Греф. При этом в России самый высокий процент людей с высшим образованием — 53,5%. В 2000–2013 годах госрасходы на высшее образование выросли в 21 раз. Однако российские университеты до сих пор не входят в топ-100 в мире по основным глобальным рейтингам.
Улучшить систему образования можно за шесть лет, считает Греф. Для этого, в частности, нужно обновлять вузы от «закрытых систем», которые он отнес к первому поколению, до университетов третьего поколения. Их ключевая роль в обществе не защита истины (институты первого поколения) или открытие законов природы (второе поколение), а создание ценности.
Непроизводительные студенты
«Есть такая пословица: если 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе, то диплом превращается в справку, что ты не дурак», — рассуждает директор программы Executive MBA ВШКУ РАНХиГС Илья Томорадзе. По его словам, нужно думать не только о доступности образования, но и о том, как впоследствии оно трансформируется в производство добавочной стоимости.
А с этим в России проблемы. Если индекс человеческого капитала для России сильно выше, чем, например, у Бразилии (78-е место, по оценке ВЭФ) и тем более Индии (100-е место), то по уровню конкурентоспособности экономик две страны находятся примерно на одном уровне. Разница нивелируется в том числе низкой производительностью труда.
На то, что с производительностью труда нужно что-то делать, указывал на прошлой неделе президент Владимир Путин. По его словам, рост этого показателя по итогам 2014 года составил всего полпроцента, а по итогам первого квартала текущего года «показатель вообще ушел в минус».
Один из майских указов Путина, подписанный в 2012 году, содержал поручение правительству принять меры для увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Пока эта задача не выполняется, хотя она сохраняется в проекте основных направлений деятельности кабинета министров.
«Самый эффективный способ поддержать рост производительности труда — структурные реформы, которые пока что ожидают попадания в список приоритетных задач кабинета министров», — говорится в комментарии аналитиков Deutsche Bank, выпущенном на следующий день после выступления президента. По их мнению, снижение производительности отчасти связано со снижением спроса на российские товары вследствие внешних шоков, таких как санкции и падение цен на нефть.