Лента новостей
Главный тренер «Динамо» пошутил о роли «Газпрома» в победе «Зенита» 00:28, Общество СМИ узнали об установленном Visa требовании для всех банкоматов в России 00:16, Финансы Аналитики определили самые хрупкие экономики после Турции 00:00, Экономика АКРА оценило эффект санкций США против госдолга России 00:00, Экономика СМИ опубликовали видео ЧП при разгрузке корабля в Новороссийске 16 авг, 23:57, Общество Власти Италии обязали оператора дорог отстроить мост в Генуе за свой счет 16 авг, 23:49, Общество Boeing-753 срочно сел на Крите из-за записки о бомбе на борту 16 авг, 23:36, Общество В Индии жертвами наводнения стали более 100 человек 16 авг, 23:36, Общество «Зенит» забил минскому «Динамо» 8 мячей и вышел в плей-офф Лиги Европы 16 авг, 23:27, Спорт Член конгресса США призвал покончить с «одержимостью Россией» 16 авг, 23:10, Политика В Киеве пообещали не блокировать российский транзит через Украину 16 авг, 23:02, Политика Появилось видео презентации нового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М 16 авг, 22:55, Технологии и медиа Водитель Porsche в Москве обстрелял водителя такси 16 авг, 22:21, Общество В Петербурге обнаружили ошибку на памятнике архитектору Тома де Томону 16 авг, 22:03, Общество Государство привлекает частных инвесторов в сферу образования 16 авг, 21:55, РБК и Сбербанк МИД связал санкции США против фирмы из Находки с принципиальностью России 16 авг, 21:47, Политика У Boeing 737 при аварийной посадке в Маниле отвалился двигатель 16 авг, 21:45, Общество Посадка боевых самолетов на дорогу под Хабаровском попала на видео 16 авг, 21:41, Общество Эстония утвердила проект границы с Россией стоимостью €190 млн 16 авг, 21:17, Политика Минфин США пригрозил Турции новыми санкциями 16 авг, 21:08, Политика Генконсульство рассказало об аресте судна с российскими моряками в Турции 16 авг, 21:04, Общество Вторую фигурантку «дела «Нового величия» выпустили под домашний арест 16 авг, 20:59, Общество Суд отклонил иск Дегтярева о снятии кандидатуры Балакина с выборов мэра 16 авг, 20:44, Политика Эмма Стоун выбыла из десятки самых оплачиваемых актрис по версии Forbes 16 авг, 20:36, Общество Один из самых оптимистичных аналитиков предсказал доллар по 75 руб. 16 авг, 20:34, Экономика «Газпром нефть» оценила «Лахта Центр» в $2,5 млрд 16 авг, 20:22, Бизнес В Генштабе ВСУ рассказали о назначении выделенных США $250 млн 16 авг, 20:14, Политика Как построить бизнес на оказании коммунальных услуг 16 авг, 20:11, РБК и Сбербанк
Книжные магазины в России "сращиваются" с общепитом
Общество, 14 апр 2006, 01:00
0
Книжные магазины в России "сращиваются" с общепитом
В условиях падения интереса россиян к чтению, относительного затоваривания книжного рынка и конкуренции с другими носителями информации, владельцы розничных книготорговых сетей идут проторенным западными коллегами путем сращивания с общепитом и развлекательными комплексами.

При книжных магазинах открываются кофейни и рестораны (или наоборот, при них книжные магазины, что тоже неплохо), кино и театральные залы, игровые площадки для детей и т.д., то есть создаются зоны для отдыха и общения. Пока доля подобных супер-гипермаркетов невелика: по различным оценкам, она составляет около 5% в общем объеме всего книжного ритейла и к 2008 году может вырасти еще на 2%.

Это достаточно немного, но эксперты предрекают этому сегменту рынка большое будущее, опираясь на обнадеживающую статистику, согласно которой рост продаж здесь составил около 30% по сравнению с предыдущим годом. Кстати, наибольшее увеличение продаж фиксируется в книжных дискаунтерах по понятной причине – невысоким ценам. Потому весьма интересно, что рост покупок идет и в дорогом сегменте, который даже называют книжным "бутиком", несмотря на повышенные цены.

Ничего не бывает бесплатно, но небольшой процент, удорожающий книгу, с лихвой окупается комфортом и сервисом, сказал в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" креативный директор сети книжных магазинов "Букбери" Валерий Абель.

Другая интересная тенденция – это превращение новых торговых форматов в своеобразные клубы для культурного отдыха всех желающих, а не только библиофилов, где есть спрос на качественную продукцию, что весьма отличается от зарубежных аналогов. Как показывает практика, маркетологи основных игроков этого сегмента рынка магазинов "Лас-Книгас", "Проект О.Г.И", "Буквоед", "Букбери" и других правильно сделали ставку на менталитет российского человека, сохранившего с советских времен трепетное отношение к хорошей книге.

"Мы не торгуем, что называется, "попсой", а продаем хорошую литературу – классику, философию, литературоведение, - говорит в интервью телеканалу РБК менеджер книжного магазина "О.Г.И." Анна Изокар. - Это гуманитарный проект, который существует ради нашего удовольствия, ради удовольствия людей, которые к нам приходят, потому что должны существовать маленькие недорогие магазины с интеллектуальными книгами".

Держателей таких магазинов не смущает, что люди приходят выпить чашечку кофе или даже рюмку водки, посмотреть фильм или спектакль, встретиться и поговорить с друзьями и уже попутно выбирают книжки. В отличие от "одноразовой" продукции, купленной в продуктовых супермаркетах или на лотках, их книги читатели не выбрасывают. Многие из новых форматов уже стали популярными клубными брендами, что играет на руку популяризации книжной продукции и в целом идет на пользу рынку.

Не случайно небогатые книжные ритейлеры, чей бизнес не дает быстрых и больших доходов, выделают часть остродефицитных площадей (в Москве дефицит около 20%) под непрофильные направления и, кроме того, участвуют в инвестициях. А, скажем, открытие кофейни или развлекательных сервисов при книжном магазине обходится предпринимателям в кругленькую сумму - до 150-200 тыс. долл. В "Букбери", например, около 10% площадей отдано общепиту. Кроме того, в этой сети стараются выделить как можно больше площади под книги, обращенные "лицом" к покупателю, чтобы дать больше пространства для рассмотрения. Меняется в магазинах-клубах и дизайн: интерьер здесь более домашний, есть кресла и столики для неспешного ознакомления с чтивом. Продавцов стараются подбирать образованных, приятных в общении людьми, к которым можно обратиться за советом, что бы интересного почитать.

Подобные торговые форматы пока распространены в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, что связано с неразвитостью книжной ритейловой сети в регионах и сосредоточением практически половины всей продукции в столичных областях. В регионах на 70-80 тыс. человек приходится один книжный магазин (в столичном регионе – на 60 тыс.). Потому в городах с населением менее 50 и даже 100 тыс. человек редко встретишь книжные магазины, в то время как на Западе один достаточно крупный bookstore обслуживает 10 тыс. человек. Тем самым участники рынка намерены избавляться от затоваривания в Центре продвижением в регионы, причем, продвигая туда не только дискаунтеры и "обычные" сети, но и, так сказать, элитарные "бутики", надеясь, скорее всего небезосновательно, что со временем и они станут местными брендовыми клубами.

В последнее время обращает на себя внимание практика открытия книжных магазинов непосредственно издательствами, в основном из-за недостатка розничных торговых площадей. Так, издательство АСТ владеет сетью "Буква" - около 200 магазинов, издательство "Эксмо" аффилировано с сетями "Новый книжный" и "Буквоед". Однако эксперты такую практику не одобряют, полагая, что когда издательство открывает точку для продажи собственных книг, упор там делается только на продукцию этого издательства, и это нехорошо для клиента. "Не думаю, что это от хорошей жизни, и, скорее всего, с развитием книжной розницы, не зависящей от издательств, подобная тенденция пойдет на спад", - говорит г-н Абель. Еще стоит отметить, что участники рынка достаточно спокойно смотрят на снижение тиражей. Так, число книг, издаваемых 50-100-тысячными тиражами, ежегодно снижается на 6%. Сейчас среднестатистический тираж небестселлерной книги примерно 6-7 тыс. Эксперты полагают, что у этого неизбежного процесса, который прошли все развитые рынки, есть и положительная сторона. Ежегодно выдается "на-гора" 100 тыс. наименований, пусть и небольшими тиражами, потому продукции достаточно, чтобы удовлетворить самого взыскательного потенциального читателя, который сможет найти себе то, что соответствует его даже очень узким интересам и запросам.

Болезненный вопрос – цены, которые в последние два года растут на 10-15%, что "вытягивает" показатели роста рынка, хотя российские цены в 3-4 раза ниже стоимости книг в Европе. Ожидать снижения или стабилизации цен, даже в дискаунтерах, не приходится. Эксперты полагают, что для успешного развития книжного бизнеса цены на книги должны расти, но пропорционально доходам населения. Вопрос только в том, как достичь такой пропорции.