Юань в помощь
Великобритания станет первой страной «большой семерки» и ЕС, сумевшей подписать с КНР соглашение о создании валютной своп-линии, сообщило Bloomberg. Партнерство, о котором стороны в общих чертах договорились еще в конце февраля, может быть заключено уже в ближайшее время. Это станет настоящим прорывом на пути к свободной конвертации юаня и надолго закрепит за Лондоном статус крупнейшего финансового центра по торговле иностранными валютами.
Лондон опережает Париж, Цюрих и Нью-Йорк в деле формирования крупного международного центра по торговле юанем. Уже в ближайшее время ЦБ КНР и Великобритании создадут своп-линию, которая позволит им обменивать до 400 млрд юаней (64 млрд долл.). Грядущее партнерство поможет Банку Англии обеспечивать ликвидностью импортеров и других участников торгов в моменты нехватки валюты на открытом рынке, что в свою очередь повысит уверенность инвесторов в юане и укрепит его мировое признание.
Несмотря на то что сделка пойдет на пользу обоим партнерам, наибольшую выгоду в данном случае получит именно британская сторона. «Лондон является крупнейшим валютным рынком с дневным объемом торгов в 4 трлн долл. Приоритетная возможность усилить свои позиции по сделкам с юанем поможет финансовому центру сохранить свое лидирующее положение на валютном рынке», — сказал РБК daily старший экономист Berenberg Bank Кристиан Шульц. По данным Банка международных расчетов, на сегодняшний день на Великобританию приходится до 46% от мирового объема валютных торгов. Для сравнения, для США этот показатель составляет 24%, для Франции — 7%.
За последние годы Лондон испытал настоящий юаневый бум: с 2009 года объем эмиссии номинированных в юанях облигаций увеличился здесь в 11 раз, до 174 млрд юаней, а объемы торгов китайской валютой возросли в три раза. Правда, Лондон, занимавший по итогам 2012 года третье место по объемам торгов юанями после Гонконга и материкового Китая, уже немного сдал свои позиции. Обойти его в феврале смог Сингапур, вдвое увеличивший своп-линию с КНР, до 300 млрд юаней. Однако большинство экспертов полагают, что подъем Сингапура будет носить временный характер.
Примечательно, что для самой КНР выбор именно Лондона в качестве первого крупного европейского партнера является не столь принципиальным. Власти страны сфокусированы исключительно на продвижении национальной валюты, в которой уже осуществляется примерно 9% расчетов в рамках международной торговли Китая. Согласно прогнозу Народного банка Китая, к 2015 году этот показатель вырастет до 33%. Таким образом, юань войдет в тройку самых распространенных мировых валют. «Увеличение объемов торговли юанем неизбежно приведет к свободной конвертации валюты, поскольку ее ценообразование будет зависеть уже от огромного количества игроков на рынке. Конечно, ЦБ Китая по-прежнему сможет контролировать курс за счет изменения объемов эмиссии, однако делать это будет все сложнее. Думаю, что уже через два-три года юань получит статус новой мировой резервной валюты», — пояснил г-н Шульц.