Министерство финансов США отказалось чеканить платиновую монету номиналом 1 трлн долл. во избежание превышения лимита госдолга. Если конгресс не договорится об увеличении кредитного лимита, то стране грозит дефолт в течение ближайших одного-двух месяцев. Последняя надежда — на президента, который мог бы самостоятельно разобраться с проблемой госдолга, прибегнув к 14-й поправке к Конституции.
Американские финансовые ведомства предоставили конгрессу самостоятельно разбираться с превышением допустимого размера госдолга в 16,4 трлн долл., которое наступит в середине февраля — начале марта. В минувшую субботу Минфин отказался чеканить монету в 1 трлн долл., а ФРС — ее принимать. «Ни Минфин, ни ФРС не считают приемлемым производство платиновых монет во избежание увеличения лимита госдолга», — заявил представитель министерства Энтони Коули. Благодаря лазейке в законодательстве с 1997 года Минфин может чеканить монеты любого достоинства. В случае выпуска такой монеты и признания ФРС ее номинальной стоимости в ФРБ Нью-Йорка будет открыт счет на 1 трлн долл., что позволит использовать эти средства для выплат по гособязательствам. Экономисты отмечают, что это создало бы существенные инфляционные риски — всего сейчас в ходу монеты и банкноты стоимостью 2,6 трлн долл. Однако ФРС могла бы просто продать американских бондов на триллион долларов, тем самым «убрав» наличность из обращения. Когда же конгресс поднял бы планку госдолга, что он исправно делал с 1917 года, операцию с «волшебной» монетой можно было бы свернуть, просто-напросто ее расплавив.
Идею выпуска универсальной монеты поддерживают ряд демократов, а также лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман. «Неважно, насколько это нестандартная мера и как глупо это звучит. Необходимо разрядить обстановку. Так что отчеканьте уже эту монету!» — написал он в колонке для The New York Times. Спасение в платине увидели и простые американцы — петицию в поддержку монеты поддержали уже более 7,5 тыс. граждан (чтобы администрация приступила к рассмотрению вопроса, необходимо собрать 25 тыс. подписей). Представитель администрации президента Джей Карни назвал споры о возможности выпуска монеты «спекуляциями». Республиканцы выступают категорически против чеканки. «Схема выпуска монет на триллион долларов абсурдна и опасна. Это было бы смешно, если бы сторонники этой авантюры не относились бы к такому решению всерьез», — цитирует The Financial Times конгрессмена Грега Уолдена.
Если идея с платиной будет похоронена окончательно, последнее слово по госдолгу будет за президентом Бараком Обамой. В теории он может начать выпуск treasuries в обход конгресса, воспользовавшись 14-й поправкой к Конституции. Та гласит, что правомерность госдолга США, санкционированного законом, не ставится под сомнение, то есть страна всегда должна расплачиваться по своим счетам. Юристы, однако, считают, что поправка не дает главе государства таких полномочий. «Уровень госдолга устанавливается законодательством, и президент не может изменить его в одностороннем порядке», — цитирует Reuters профессора Университета Чикаго Эрика Познера. В Белом доме уверяют, что Обама не станет прибегать к спорной поправке.