Отдельной большой темой на CES 2013 стала автомобильная электроника, которая становится все сложнее и интереснее. Теперь уже нет такого понятия, как бортовой компьютер. Речь идет о новом классе оборудования, замыкающем на себе комплекс ситуативного контроля за поведением автомобиля, включающий не только навигацию, но и мониторинг дорожной обстановки, слежение как за погодными условиями, так и за ближайшими транспортными средствами. По сути, бортовые системы автомобилей повторяют тот же путь, что прошли аналогичные системы в авиации.
СЕНСОРЫ ПО КРУГУ
Желание изготовить полноценный автопилот для машины не покидает руководство крупнейших компаний. По замыслу разработчиков, он позволит оптимизировать трафик и обезопасить дорожное движение.
Компания Toyota представила на экспозиции в Лас-Вегасе свое видение подобных технологий. Ее Intelligent Transport System представляет собой попытку четко регламентировать движение путем установки в жилых зонах и на междугородних дорогах систем мониторинга движения.
Кусочек подобной среды построен в Японии, на полигоне технического центра Fuji площадью 3,5 га у городка Хигаши. Здесь каждый уголок имеет свой радиопередатчик. Перекрестки, прямики дорог, металлические отбойники, светофоры и дома излучают в пространство радиоволны разной частоты. Пешеходные переходы оснащены сенсорами, которые выдают сигналы о количестве людей на «зебре» и рядом с ней, а ближайший дом умеет определять число движущихся машин. Управляет всем этим хозяйством огромный кибернетический центр.
По замыслу разработчиков, все автомобили будут лишь пешками под управлением «Большого игрока», способного останавливать их или направлять в нужную из сторон с заранее просчитанной скоростью. Автомобили могут останавливаться перед перекрестками, видеть пешеходов и «заглядывать за угол» слепых перекрестков. От водителя требуется только задать конечную точку маршрута и желательное время ее достижения.
Intelligent Transport System пока является самой дорогой, сложной и трудной в управлении системой управления городским движением. Как альтернативу ей японцы разработали прототип Lexus Advanced Active Safety Research Vehicle, способный не только подчиняться указаниям «большого мозга», но и соображать самостоятельно.
Автомобиль оснащен оптической технологией LIDAR с круговым охватом, тремя цветными камерами высокого разрешения с дальностью видения 150 м, а также радарами, определяющими скорость движения других автомобилей и, естественно, GPS-приемником. Lexus во всем этом боевом одеянии способен самостоятельно двигаться по трассе, контролировать трафик, автоматически тормозить и самостоятельно парковаться. Несмотря на то что представленный образец — это всего лишь исследовательский прототип, японцы храбрятся и заявляют, что уже к 2014 году готовы представить аналогичную систему, готовую для установки в серийные машины.
В ГАРАЖЕ И В ТУМАНЕ
Не отстают и европейцы. На той же CES Audi представила свою систему самодвижущегося автомобиля. Представительская А7, оснащенная множеством датчиков, научилась самостоятельно парковаться в многоярусных гаражах. По задумке разработчиков, водитель может просто подъехать к дому или офису, выйти из автомобиля и, нажав кнопку на брелоке, пойти по своим делам. «Семерка» самостоятельно заедет в гараж, покружит по этажам в поисках свободного места, постоит в сторонке, пропуская другие машины или пешеходов, и после долгих трудов въедет на какое-нибудь освободившееся место. При этом водитель сможет контролировать ее местоположение на экране планшетника или смартфона.
Если владельцу настала пора отправиться обратно, он отдает команду машине и ждет ее появления у дверей дома или офиса. «Семерка» сама подъедет и приветливо моргнет фарами. В общем, выглядит очень эффектно, однако в такой системе нет ничего удивительного. По сути, она повторяет наработки, уже реализованные в промышленных транспортных роботах, трудящихся на доставке комплектующих в сборочных цехах многих заводов. В их памяти четко прописаны планы помещений и коридоры движения, а также алгоритмы парковки.
Примерно по тому же принципу Audi А7 запоминает конфигурацию дорог и ворот гаража и ездит по прописанному плану. Представленный на CES 2013 вариант парковщика — это уже почти готовый продукт. В комплект поставки входят десятки радиосенсоров для оснащения гаражей и паркингов. Естественно, что стоить система будет дорого и окажется доступной лишь крупным компаниям, готовым потратиться на эффектную игрушку.
Еще одной интеллектуальной разработкой концерна Volkswagen стала лазерная система ориентации в плохих погодных условиях Matrix LED. Суть ее в следующем: задние фары машин имеют встроенный лазерный излучатель, который в тумане или в снежную метель должен пробивать белую завесу и рисовать сзади виртуальный «барьер». Красный луч светит под туман лучше обычных фонарей. Кроме того, он транслирует барьер на несколько метров, то есть на то расстояние, чтобы едущая позади машина успела остановиться. По мысли авторов, такой красный лазерный барьер должен регулировать интервал движения между машинами. Эта неплохая разработка поможет снизить риск аварий в тумане.
НАВИГАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ
Многие авторазработки на CES крутились вокруг бортового оборудования. Так, Chrysler готовится сделать штатную навигацию доступной для всех своих моделей даже в базовой комплектации. Первым шагом к этому стала система Uconnect Access. При приобретении автомобиля с Uconnect Access в его памяти уже находится вся необходимая информация для работы навигационного оборудования. Удобство ее в том, что даже если владелец в момент покупки не готов заплатить за ее активацию, он может какое-то время поездить «вслепую» и, подкопив средств, вернуться к дилеру, чтобы активировать спутниковую GPS-программу. Кроме того, в Uconnect Access уже есть выход в Интернет, цифровое радио и другие полезные функции.
Вообще выставка этого года задала по-настоящему новые технологические стандарты. Помимо перечисленных новшеств на CES можно было увидеть и беспроводные зарядники в подлокотниках от Toyota, и программируемую бортовую систему от Ford, и многое иное.