Вспомнил о Конституции
Экс-глава Министерства обороны Анатолий Сердюков, будучи в статусе свидетеля, использовал на допросе уловку, которой обычно пользуются обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений. На это в разговоре с РБК daily указал источник в Следственном комитете России (СКР ). В протоколе, составленном следователями по итогам двухчасового допроса, на каждый их вопрос экс-министр отказывался отвечать и ссылался на 51-ю статью Конституции.
Пообщаться с экс-министром обороны Анатолием Сердюковым следователям удалось только со второго раза: допрос в конце декабря сорвался из-за болезни его адвоката Генриха Падвы. В пятницу бывший министр и выздоровевший защитник приехали в здание Главного военного следственного управления СКР. Отвечать на вопросы следователя экс-министр отказался, взамен предоставив заранее заготовленные ответы на бумаге. В СКР не исключают перевод г-на Сердюкова в разряд подозреваемых.
«Отказаться свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников согласно Конституции может любой гражданин вне зависимости от его процессуального статуса по делу», — пояснила руководитель юридического отдела компании «Зуйков и партнеры» Ольга Юрьева.
Но сказать, что Сердюков ушел в глухую оборону, прикрывшись Конституцией, было бы неверно, он предоставил следствию несколько листов бумаги, на которых описал собственное видение дела «Оборонсервиса». Позиция вкратце сводилась к тому, что если какие-то нарушения и были, то допустили их вводившие его в заблуждение подчиненные и аффилированные с ними коммерсанты. Те якобы сами оценивали объекты недвижимости Минобороны и продавали их по заниженным ценам, в то время как глава военного ведомства лишь подписывал подготовленные документы, не вникая в коммерческую составляющую сделок.
После допроса адвокат Генрих Падва пояснил, что его кли-ент «дал показания в том объеме, который счел возможным». Официальный представитель СКР Владимир Маркин, в свою очередь, выразил недоумение фактическим отказом г-на Сердюкова сотрудничать со следствием. «Если бывший министр считает себя непричастным к событиям, которые стали предметом расследования, логично было бы ответить на вопросы следователей. Его же позицию можно расценивать как стремление воспрепятствовать расследованию», — отметил он.
«Сердюков избрал удобный для себя способ защиты: он не стал отвечать на вопросы следователей, поскольку некоторые из них могли оказаться неожиданными, при этом не стал игнорировать следствие, а предоставил им письменные ответы, заранее грамотно составленные с помощью квалифицированных юристов, — прокомментировал РБК daily ситуацию вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — С точки зрения экс-министра, он таким образом сотрудничает со следствием».
По словам же г-на Маркина, не получив достаточный объем информации от свидетеля Сердюкова, следователи будут устанавливать эпизоды преступлений и собирать доказательства их совершения следственно-оперативным путем. «Необходимо провести массу сложных экспертиз, допросить свидетелей, и по результатам этих мероприятий процессуальный статус г-на Сердюкова может измениться», — отметил он. Адвокат Генрих Падва в ответ поспешил заявить, что для перевода г-на Сердюкова из свидетелей в подозреваемые оснований нет.
«Сейчас обе стороны апеллируют к президенту: он единственный арбитр здесь, и как он решит, так ситуация и будет дальше развиваться», — считает г-н Макаркин.